KAZENERGY
НазадКашаган: технологии завтрашнего дня
Директор по внешним связям консорциума NCOC Пьер Дельпон отвечает на вопросы журнала Petroleum.
– Г-н Дельпон, насколько я знаю, месторождение Кашаган является одним из крупнейших и наиболее сложных промышленных проектов, реализуемых в настоящее время в мировом масштабе, что требует применения новых и инновационных подходов и технологий. Какие инновационные подходы применяются Вами для адаптации к климатическим условиям и условиям работы в северной части Каспийского моря?
– Проект действительно сложный. Находясь в северной части Каспийского моря и будучи первым морским нефтегазовым проектом Казахстана, месторождение Кашаган является одним из крупнейших и наиболее технически сложных проектов, реализуемых в мире на сегодняшний день. Некоторые из сложностей, с которыми консорциуму приходится сталкиваться в повседневной работе, не имеют аналогов, а именно:
- Коллектор Кашаган залегает на глубине порядка 4 200 метров ниже поверхности морского дна и находится под высоким давлением (первоначальное давление 770 бар). Сырая нефть характеризуется высоким содержанием высокосернистого газа. Несмотря на то, что разработка коллекторов с высоким давлением и высоким содержанием сернистого газа проводилась и раньше, месторождение Кашаган может считаться наиболее сложным по сравнению с прочими мировыми высокосернистыми месторождениями, особенно принимая во внимание суровые условия эксплуатации на Северном Каспии.
- Мелководная северная часть, в которой осуществляет свою деятельность консорциум, занимает четвертую часть всей площади моря, но при этом содержит лишь около половины процента от общего объема воды. Если в южной части Каспийского моря максимальная глубина составляет 1 025 м, то в районе месторождения Кашаган она составляет всего лишь от трех до четырех метров.
- Низкая соленость моря ввиду притока пресной воды из бассейна реки Волги в сочетании с мелководьем и зимней температурой ниже минус 30 градусов приводят к тому, что северная часть Каспийского моря покрыта льдом практически пять месяцев в году. Дрейфующие льды и ледовая эрозия сильно ограничивают проведение строительных работ.
- Северный Каспий представляет собой крайне уязвимую экологическую зону с богатой и разнообразной фауной и флорой, в том числе рядом эндемичных видов.
- Северный Каспий является сложным участком в плане поставок основного оборудования для проекта. Сложности логистики дополняются ограниченным доступом к водным путям, таким как Волго-Донской канал и Волго-Балтийские водные пути, которые открыты для судоходства только около шести месяцев в году из-за мощного ледяного покрова в зимний период.
Разработка такого сложного проекта в суровых морских условиях Северного Каспия требует внедрения новых и передовых подходов и технологий. Все компании-участники консорциума с мировым именем привносят в проект через компанию «НКОК» свои сильные стороны, опыт и инновационные подходы, на некоторые из которых мне бы сейчас хотелось обратить Ваше внимание:
- Из-за мелководья и суровых погодных условий применение традиционных технологий бурения и добычи, таких как железобетонные конструкции или стальные платформы на опорах, не представляется возможным. Для обеспечения защиты морских сооружений от суровых зимних условий и движения пакового льда, консорциум принял решение строить морские объекты на искусственных островах, что является наиболее впечатляющим новшеством. Более крупными искусственными островами являются острова эксплуатационно-технологического комплекса (ЭТК), представляющие собой настоящие морские города, способные разместить до нескольких тысяч рабочих, и имеющие ряд объектов, таких как установки по переработке нефти и газа, компрессоры и блоки питания. Для строительства искусственных островов используются миллионы тонн песка и известняка, которые добываются в карьерах и доставляются к необходимому морскому объекту посредством габаритных барж.
- Ценной инновацией является идея использования «предварительно собранных барж», которые доставляются на Каспий по ВолгоДонскому каналу из различных частей земного шара. После доставки на производственных площадках Казахстана осуществляется сборка барж, на которых размещается различное оборудование: от компрессоров закачки сырого газа до аварийных генераторов. После этого баржи доставляются на морской комплекс и монтируются на гигантских сваях высотой около 80 м. В будущем это позволит упростить процедуру вывода из эксплуатации и демонтажа объектов после окончания добычи.
- На случай возникновения аварийной ситуации было спроектировано и изготовлено судно ледового класса нового поколения. Данное аварийно-спасательное судно ледокольного класса (АССЛК) предназначено для безопасной эвакуации 330 человек при любых климатических условиях. Компрессоры высокосернистого газа, разработанные специально для Кашаганского проекта, входят в число агрегатов с наибольшей в данной отрасли мощностью (35 МВт) и рабочим давлением (800 бар). Для работы в условиях высокого давления, наличия высокосернистого газа и гигантских размеров продуктивного пласта применяется технология бурения «интеллектуальных скважин», передовая методика проектирования скважин и специальные материалы.
- Еще одним достижением, на которое мне бы хотелось обратить внимание, является передовая технология прокладки трубопроводов, применение которой демонстрирует выполнение нами взятых на себя обязательств по охране окружающей среды. Концепция освоения предусматривает прокладку трубопроводов большого диаметра протяженностью несколько сотен километров между буровыми островами и ЭТК, либо между ЭТК и наземным комплексом. Данная технология позволяет одновременно выполнять операции по рытью траншей, укладке труб и обратной засыпке, что сводит к минимуму локальное воздействие на окружающую среду и обеспечивает ее восстановление за несколько недель.
– Наш следующий вопрос касается политики консорциума в области охраны окружающей среды. Какое современное оборудование используется в проекте для защиты и поддержания чувствительной экологии Каспия?