Atyrau Oil & Gas
НазадУбирая барьеры
С 2000 года, с момента открытия гигантского месторождения Кашаган на шельфе Каспийского моря, в Казахстане не было введено в эксплуатацию ни одного крупного месторождения. Не способствовал росту инвестиций в нефтегазовую отрасль и действовавший с 2007 года мораторийна проведение новых конкурсов по предоставлению прав недропользования в Республике Казахстан. Теперь же остро нуждающееся в притоке иностранных инвестиций правительство озаботилось снятием барьеров для инвесторов
Законодательство будет либерализовано
Начата реформа законодательства о недропользовании, с целью сделать его более прозрачным и привлекательным для инвесторов. На сегодняшний день базовым документом, регулирующим деятельность недропользователей, является Закон Республики Казахстан от 2010 года «О недрах и недропользовании», на основе положений которого и разработаны основные подзаконные нормативно-правовые акты.
Специалисты в области права говорят о том, что четыре года функционирования этого закона выявили его слабые места и недостатки, которые можно условно сгруппировать в три направления.Во-первых, целью разработки Закона РК «О недрах и недропользовании» 2010 года являлось урегулирование предоставления права недропользования в нефтегазовом секторе.
Это привело к тому, что инвестору для заключения контрактов, к примеру, на добычу песка или щебня необходимо пройти такие же процедуры, как и для заключения контрактов на нефть и газ. Во-вторых, проведение разведочных работ всегда связано с риском потери сделанных инвестиций.
Учитывая это обстоятельство, правительство намерено дифференцировать обязательства инвестора на этапах разведки полезных ископаемых и их добычи. Пока в действующем законодательстве уравнены подходы в урегулировании процедур разведки и добычи. И, наконец, назрела необходимость перехода от административно-командной системы правового регулирования предоставления права недропользования к экономическому стимулированию недропользователей.
В целях выправления ситуации правительство разработало законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам недропользования», который вносится в мажилис парламента (см. «Инициативы правительства по изменению законодательства о недропользовании», Petroleum, №6-2013).
В разработке законопроекта приняли участие заинтересованные государственные органы и аккредитованные субъекты, в частности, Национальная палата предпринимателей РК; Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий; Казахстанская ассоциация «KAZENERGY»; консалтинговые компании «Olympex Advisers», «Grata», «White & Case». Всего законопроектом предусматривается 189 поправок в Закон РК «О недрах и недропользовании», Кодекс РК «Об административных правонарушениях» и Экологический кодекс РК.
Важнейшими концептуальными поправками, в частности, являются:
- Сокращение до 60% обязательных экспертиз по контрактам.
- Оптимизация положений модельного контракта путем исключения в нем дублирующих норм законодательства, и оставления существенных условий контракта, в том числе особых переговорных условий.
- Освобождение недропользователей по контрактам на добычу твердых полезных ископаемых (за исключением урана) от обязанности согласовывать изменения объемов добычи в пределах 20% от проектных показателей, но не более проектного максимума.
- Обеспечение свободного доступа к геологической информации.
- Исключение ТЭО (технико-экономического обоснования) из перечня обязательных проектных документов.
- Предоставления права недропользования по принципу конкурентных торгов. Основной целью внедрения конкурентных торгов является максимальное упрощение процедуры получения права недропользования и облегчение условий, как для государственных компетентных органов, так и для недропользователей. Существенным изменением будет являться то, что затраты на развитие инфраструктуры региона, которые в настоящее время являются одним из двух критериев определения победителя конкурса, будут установлены компетентными органами в виде фиксированных ставок, о размерах которых недропользователю будет известно до начала проведения конкурентных торгов. Таким образом, право недропользования получит тот, кто предложит государству наибольшую сумму подписного бонуса во время проведения конкурентных торгов, что обеспечит прозрачность проведения конкурса и исключит возможные коррупционные факторы.
- Внедрение упрощенного порядка предоставления права недропользования по принципу: «Первый пришел – первый получил», с ежегодно возрастающей ставкой за пользование участком недр. Указанный порядок предоставления права недропользования для разведки основан на принципе, внедренном и успешно работающем в таких странах, как Австралия, Канада, Чили, Финляндия, и по своей природе очень прост: кто первый подал заявку на участок недр, тот и получил право на недропользование. Внедрение подобной практики в казахстанское законодательство позволит, по мнению разработчиков законопроекта, ускорить проведение и повысить эффективность геологоразведочных работ.
Законопроектом предусматривается также внесение 115 системных поправок, в числе которых следующие: устранение пробела в части расширения контрактной территории, с закреплением принципа, что в случае установления, что границы месторождения выходят за пределы географических границ горного отвода, для проведения оценочных работ и их подтверждения государственной экспертизой недр по решению компетентного органа может быть выдан геологический отвод на срок, определенный проектом оценочных работ.
После экспертизы и утверждения запасов Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых РК, недропользователь разрабатывает проект нового горного отвода, и соответствующие изменения вносятся в контракт. Упрощение процедуры по добыче полезных ископаемых из техногенных минеральных образований (ТМО) путем участия в прямых переговорах.
Наряду с ними, законопроект предполагает 67 редакционных поправок, направленных на устранение излишней регламентации, исключение двоякого толкования норм, приведение норм в соответствие с юридической техникой.