Проекты
НазадГлубокая реформа. В Казахстане намечается глобальная реформа геологической отрасли
В последние годы казахстанская геология наглядно демонстрировала системный кризис: рост добычи углеводородов и твердых полезных ископаемых превосходил восполнение запасов. «Некогда мощная государственная геологическая служба отрасли превратилась в бюрократический аппарат, не имеющий ни производственных, ни научных организаций в своем составе, – констатирует министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев. – Большинство частных геологоразведочных предприятий (…) оказались неконкурентоспособными в современных реалиях. Часть этих компаний исторически поддерживается Комитетом геологии за счет госзаказов. С одной стороны, это позволяло предприятиям держаться на плаву, но с другой, – качество их работ серьезно отставало от международных стандартов. Кроме этого, анализ показал, что не было также «прироста» и нового поколения геологов. В отрасли наблюдалась острая нехватка квалифицированных специалистов».
По поручению главы государства Министерство по инвестициям и развитию разработало Концепцию реформирования геологической отрасли Казахстана. Полный текст концепции имеется в распоряжении Petroleum.
Основная цельреформы– создать условия для увеличения притока инвестиций в геологоразведку и обеспечить ускоренное восполнение разведанных запасов полезных ископаемых.
Реформирование будет вестись по нескольким направлениям. В 2014-2015 годах будет осуществлен ряд законодательных и организационных мероприятий, включающих в себя:
- Принятие законопроекта о внесении изменений и дополнений в Закон РК «О недрах и недропользовании».
- Принятие концепции Кодекса о недрах и разработка самого кодекса.
- Переход на международные стандарты отчетности в геологоразведке.
- Создание Казахстанской ассоциации независимых экспертов (КАНЭН).
- Усиление государственной геологической службы путем передачи акций АО «Казгеология» в управление Комитету геологии и недропользования.
- Разработку концепции создания Центра геологических исследований, как элемента государственной геологической службы.
- Разработку и внедрение эффективной кадровой политики государственной геологической службы.
По мнению разработчиков концепции, действующий Закон «О недрах и недропользовании» содержит большое количество регламентаций, ограничений и запретов, административных барьеров, пробелов и коллизий, затрудняющих ведение предпринимательства в данной сфере и не способствующих эффективному изучению и освоению недр.
Для устранения устаревших норм, а также норм, носящих коррупциогенный характер, разработан законопроект, включающий 189 поправок в действующий закон, направленных на обеспечение прозрачности и упрощение процедур предоставления прав недропользования.
Согласно законопроекту, существенно улучшаются условия для недропользователей, в том числе:
- Устраняется необходимость большого количества согласований и повторных государственных экспертиз, прописанных в действующем законодательстве.
- Облегчается доступ к геологической информации, что увеличивает число потенциальных заинтересованных инвесторов.
- Упрощается модельный контракт, из которого исключаются дублирующие нормы законодательства.
- Дается право на отклонения на объемы добычи до 20% по твердым полезным ископаемым (кроме урана) от утвержденных (но не более проектного максимума) без дополнительного согласования.
- Внедряется принцип конкурентных торгов на предоставление права недропользования, при котором право недропользования получит тот, кто предложит государству наибольшую сумму подписного бонуса.
- Внедряется упрощенный порядок предоставления права на разведку полезных ископаемых по принципу «первый пришел – первый получил».
Рабочей группой министерства с привлечением профессиональных обществ и ассоциаций, а также зарубежных экспертов, заканчивается разработка концепции нового Кодекса о недрах. В качестве одной из важнейших новаций предлагается законодательное закрепление различных моделей регулирования недропользования для горнорудной и нефтегазовой отраслей. Дифференциация правового регулирования вызвана значительными отличиями природных, технологических и экономических условий разведки и добычи твердых и жидких (в т.ч. газообразных) полезных ископаемых.
В горнорудном секторе таких стран, как Австралия, США, Канада, Чили, ЮАР, применяется модель, условно называемая «австралийской моделью», поскольку в основу законодательства взяты нормы из Горного закона Австралии.