Законодательство
НазадНедропользователей обложат по-новому
Правительство разработало проект нового Налогово-Таможенного кодекса
По данным министерства энергетики Казахстана, 36 из 60 нефтедобывающих компаний страны закончили 2015 год в минусе. И хотя ценовая конъюнктура на нефть по сравнению с прошлым годом улучшилась, отрасль, являющаяся главным донором бюджета и источником поступлений в Национальный фонд, нуждается в мерах государственной поддержки.
В прошлом году 39 низкорентабельных нефтегазовых месторождений в стране уже получили послабления по уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), причем в некоторых случаях ставка налога стала равна нулю. В целом для этих предприятий общая налоговая нагрузка снизилась примерно на 8%. Другим подспорьем стало решение о введении с 1 марта текущего года плавающей ставки экспортной таможенной пошлины (ЭТП) и привязке ее к мировым ценам на нефть.
Теперь же правительство намерено пойти еще дальше – и резко поменять подходы к налогообложению отрасли в целом, в связи с чем осенью т.г. планируется внести в парламент проект нового объединенного Налогового и Таможенного кодексов. Специальная рабочая группа при министерстве национальной экономики работала над проектом с января 2016 года, неоднократно он обсуждался в отраслевых ассоциациях и экспертных группах. 7 апреля Концепцию проекта Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежках в бюджет и таможенном регулировании (Налоговый и таможенный кодекс) одобрила межведомственная комиссия.
Как сказано в концепции министерства национальной экономики, основными целями объединения налоговых и таможенных органов в свое время в Казахстане были улучшение администрирования государственных доходов, снижение нагрузки на бизнес и расходов государства, а также повышение эффективности государственных услуг.
Достичь поставленных целей не позволяет имеющаяся в настоящее время нескоординированность бизнес-процессов внутри одного государственного органа из-за различий в процедурах налогового и таможенного администрирования, основанных на разной нормативной базе. Глава Комитета государственных доходов Даулет Ергожин пояснял, что расхождения имеются в порядке учета, взимания, проведения контроля, апелляций, оказания услуг и пр. Этим и обусловлена необходимость объединения Налогового и Таможенного кодексов. Кроме того, глава КГД заявил, что комитетом был проведен анализ существующего порядка администрирования и сделан вывод, что из него можно безболезненно удалить 30% бизнес-процессов и до 50% оптимизировать.
Концепция нового Налогово-Таможенного кодекса предусматривает следующее совершенствование системы налогообложения недропользователей:
-
максимальную детализацию порядка ведения раздельного налогового учета для каждого вида деятельности (определения себестоимости, отнесения видов расходов и доходов к контрактной деятельности, определения уполномоченным органом границы добычи и первичной переработки);
-
исключение бонуса коммерческого обнаружения (БКО) с переносом нагрузки на НДПИ;
-
введение дифференцированного подхода к налогообложению углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, в том числе урана;
-
пересмотр перечня видов общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) с установлением по ним ставки НДПИ в МРП.
На заседаниях рабочей группы были представлены и в целом одобрены следующие предложения по реформированию налогообложения недропользователей:
-
ввести единый арендный платеж на период разведки и добычи твердых полезных ископаемых, замещающий подписной бонус, бонус коммерческого обнаружения, платежи по возмещению исторических затрат по действующим контрактам, социальные обязательства в рамках контракта и расходы на обучение казахстанских кадров;
-
исключить БКО как отдельный платеж с переносом нагрузки на НДПИ (+-0,1%);
-
разрешить недропользователям самостоятельно применять порядок отнесения месторождений к льготным категориям и исчислять НДПИ по пониженным ставкам;
-
исчислять НДПИ по общераспространенным полезным ископаемым, исходя из объема добычи за налоговый период;
-
установить за министерством национальной экономики функции по формированию/пересмотру перечня загрязняющих веществ и видов отходов по плате для целей исчисления платы за эмиссию в окружающую среду, а также по установлению/пересмотру размеров ставок платы за эмиссию в ОС по загрязняющим веществам и видам отходов.