Законодательство
НазадНовый закон о недрах: больше плюсов или минусов?
Жанар Абдуллаева, старший партнер, LLM, юридическая фирма YELYUBAYEV & PARTNERSНовый Закон «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года (далее — Закон о недрах), заменивший два предыдущих действовавших в стране закона — «О недрах и недропользовании» и «О нефти», — регулирует деятельность в сфере недропользования уже полтора года. Тем не менее до сих пор некоторые нормы Закона о недрах вызывают множество споров и противоречий в юридических кругах и среди недропользователей. Опасения недропользователей вызывают усиление государственного контроля и ограничение прав недропользователей, и в этом они усматривают негативное влияние на инвестиционный климат в республике в целом.
Вопросы стабилизации
Так, например, актуальный вопрос стабилизации волнует инвесторов, оперирующих или планирующих вхождение в сферу недропользования. Новый Закон о недрах использует формулировки, аналогичные формулировкам предыдущих законов.
Между тем предлагаемая фактическая гарантия прав от изменений в законодательстве уже невозможна, так как для применения гарантий стабильности изменения в законодательстве должны «ухудшать результаты коммерческой деятельности» недропользователя, а не положения недропользователя в целом, как предусматривал предыдущий закон. А налогообложение и таможенное регулирование и некоторые другие вопросы вообще исключены из гарантии стабильности по Закону о недрах.
Такое положение не может не настораживать иностранных инвесторов, так как гарантии стабильности, предоставленные по ранее заключенным контрактам, также подвергаются пересмотру, что ставит под угрозу экономические интересы инвесторов.
Изменения в законодательстве о недропользовании
Закон о недрах регулирует сферу недропользования уже на протяжении полутора лет, и большинство правоведов и недропользователей имели возможность ознакомиться и применить на практике его положения. Приведем краткий перечень основных измененных положений нового закона.
Закон о недрах:
- Предусматривает новые определения и концепты.
- Предусматриваетобъединение подзаконных актов.
- Расширяет и уточняет компетенцию различных государственных органов в области недропользования.
- Предусматриваетдетальную процедуру и временные рамки для предоставления права недропользования, подготовки, подписания и регистрации контракта, прекращение права недропользования.
Так, критериями выбора победителя на конкурсной основе являются подписной бонус (50% суммы уплачивается до подписания контракта), затраты на социальное, экономическое и инфраструктурное развитие региона.
Также контракт на недропользование должен содержать некоторые обязательные условия, такие как процент казахстанского содержания, требования по обучению казахстанских кадров, размеры неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащие исполнение контрактных обязательств, обязательства по утилизации попутного газа и другие.
Закон о недрах предусматривает, что на основе прямых переговоров возможно заключение контрактов с участием национальной компании и компаниями, которые сделали коммерческие обнаружения.
Предусматривает изменение сроков действия контрактов на недропользование, изменение процедуры заключения контракта на недропользование, которая предусматривает разработку и одобрение проектной документации (проект поисковых работ, проект оценочных работ, проект работ по добыче).
Также закон ввел только два основных типа контрактов на недропользование: контракт на разведку, заключаемый на период до шести лет, с однократным продлением до двух лет для офшорных месторождений; контракт на добычу, заключаемый на срок, определенный проектом на проведение работ по добыче, с возможностью продления для «уникальных» месторождений.
Заключение контракта на совмещенную разведку и добычу возможно по решению правительства, только если такие разведка и добыча связаны с месторождениями, имеющими «стратегическое значение» или «сложную геологическую структуру».
Предусматривает детальную процедуру и временные рамки для получения разрешения компетентного органа и процедуры решения государством вопроса о приоритетном праве.
Законодателем была предпринята попытка детализировать вопросы получения разрешения компетентного органа при совершении сделок с правом недропользования и долями участия в недропользователе, а также вопросы приоритетного права государства.
Многие правоведы и недропользователи отмечают, что предпринятая попытка необходима, но не до конца доработана. Например, введение временного ограничения — шесть месяцев действия отказа государства от приоритетного права — ограничивает действия недропользователя. Также перечень документов, необходимый для получения согласований, не исчерпывающ, что может привести к задержкам при рассмотрении документов.
Общее правило о необходимости получения разрешения компетентного органа и согласовании в вопросах приоритетного права государства распространяется:
- на прямую передачу или залог доли участия в контракте на недропользование;
- на передачу или залог доли участия в уставном капитале недропользователя;
- на передачу или залог вверх по корпоративной цепи;
- на прием новых участников в юридическое лицо, которое является недропользователем;
- на проведение IPO недропользователями или акционерами;
- на безвозмездную передачу права недропользования или долей участия в недропользователе;
- на передачу в порядке правопреемства в результате реорганизации.
В целом объем передач, которые инициируют приоритетное право государства, не изменился, а Закон о недрах ввел несколько новых положений, конкретизирующих процесс.