Фокус номера: восполнение запасов
НазадИнициативы правительства по изменению законодательства о недропользовании
Валентина Ивановна Лебедь, к.ю.н., главный юрист ТОО «Центр правовых исследований и анализа»Предложение проинформировать читателей Petroleum о подготовленных правительством изменениях в Закон "О недрах и недропользовании" (далее – Закон), которые являются очень важными для недропользователей, мною, как членом рабочей группы, принимавшим участие в его подготовке, было принято, однако, к этому вопросу следует вновь возвратиться уже после принятия Закона и подписания его президентом Республики Казахстан.
Не секрет, что от созыва к созыву представительный орган республики становится более зрелым, подготовленным к рациональному обсуждению и принятию важных решений по изложению тех или иных норм права. Парламентарии очень часто корректируют и нивелируют предложения правительства, даже в концептуальном плане.
В этом плане законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования», безусловно, вызывает большой интерес, предлагаемые правительством подходы после отмены моратория и с учетом поставленных главой государства задач затрагивают существенные интересы сторон, и этим все объяснимо.
В послании президента РК народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 года) было отмечено: «Мы должны использовать ресурсы как важное стратегическое преимущество Казахстана для обеспечения экономического роста, масштабных внешнеполитических и внешнеэкономических договоренностей.
Казахстан должен стать региональным магнитом для инвестиций. Наша страна должна стать самым привлекательным в Евразии местом для инвестиций и для трансферта технологий. Это принципиально важно. Мы должны показать инвесторам преимущества, которыми обладаем».
На открытии третьей сессии парламента пятого созыва в г. Астане 2 сентября 2013 года глава государства подчеркнул, что важнейшей и приоритетной задачей является принятие изменений в Закон «О недрах и недропользовании», в котором следует кардинально упростить систему предоставления прав на разведку и защититься от практики «непродуктивной» спекуляции месторождениями.
В этой связи министерствами индустрии и новых технологий (МИНТ) и нефти и газа (МНГ) выработаны предложения по законодательному упрощению процедур предоставления права недропользования путем введения в практику конкурентных торгов как формы конкурса, наряду с традиционными тендерами, и предоставление права недропользования в упрощенном порядке по участкам недр, утверждаемых правительством, по принципу "первый пришел - первый получил" с ежегодно возрастающими ставками арендной платы за предоставляемую в недропользование территорию.
В этом случае предусматривается заключение типового контракта (без утверждения проектных документов и прохождения экспертиз в государственных органах). Уполномоченный орган по изучению и использованию недр, с даты вступления в силу решения правительства об утверждении координат участков недр, предоставляемых в упрощенном порядке для разведки, обеспечивает предоставление геологической информации по таким участкам в пользование.
Геологическая информация по таким участкам должна быть разделена на блоки. Плата взимается отдельно по каждому блоку (п.6 ст. 11 Закона). Базой таких нововведений является опыт Австралии в сфере геологоразведки, в связи с чем предусматривается новая статья 57-1 "Особенности проведения прямых переговоров по предоставлению права недропользования в упрощенном порядке для разведки".
Важнейшим концептуальным нововведением в законопроекте является закрепление приоритетного права государства только в отношении участков недр, месторождений, имеющих стратегическое значение (ст. 12 Закона). Это будет способствовать снятию излишних административных барьеров для бизнеса, и у недропользователя отпадет необходимость в дополнительных процедурах, затягивающих момент отчуждения права недропользования и (или) объектов, связанных с правом недропользования.
Не менее важным является решение по сокращению количества обязательных экспертиз проектов контрактов на недропользование. Сохраняется правовая экспертиза и предлагается экономическую экспертизу применять только в части контрактов на добычу (ст. 62 Закона).
Законопроектом делается попытка создания механизма расширения контрактной территории (п.4 ст. 70 Закона) недропользователя на стадии добычи для выполнения работ по изучению и оценке запасов на приращиваемой территории.
В то же время предлагается наделить недропользователя, работающего с твердыми полезными ископаемыми, правом объединить в один контракт некоторые участки недр по разным контрактам, расположенные в непосредственной близости друг от друга, или выделить части контрактной территории (участки), из одного контракта в другой контракт. Определяется соответствующий порядок действий (статья 70-1 проекта). Отказ в выдаче разрешения на преобразование контрактной территории может быть оспорен в соответствии с законодательством РК.
Отсутствие четких критериев по отнесению к субъектам индустриально-инновационной деятельности не позволяет всем субъектам участвовать в прямых переговорах по предоставлению права недропользования. В связи с чем, законопроектом предлагается утверждение уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности порядка признания таким субъектом для целей недропользования (ст. 19 Закона).
Регламентируются случаи прямых переговоров по контракту на добычу из техногенных минеральных образований тех полезных ископаемых, извлечение, использование (реализация) которых ранее не предусматривались в контракте.
Законопроектом вносятся дополнения в КоАП в части установления компетенции Министерства нефти и газа РК по составлению протоколов и (или) рассмотрению и наложению административных взысканий в сфере недропользования, а также в части установления новых видов административной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере недропользования. Это касается появления новых восьми составов административных правонарушений: