Итоги года
НазадНефтяные хроники
Ноябрь 2017 года
1 ноября министр энергетики Канат Бозумбаев провел совещание по вопросу хода модернизации Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) с участием и.о. исполнительного вице-президента по транспортировке, переработке и маркетингу нефти нацкомпании «КазМунайГаз» Данияра Тиесова и генерального директора ПНХЗ Шухрата Данбая.
Было констатировано отставание по срокам завершения модернизации и запуска необходимых установок для производства высокооктановых бензинов и дизельного топлива на ПНХЗ. Сроками завершения модернизации ПНХЗ было определено 26 октября, Атырауского нефтеперерабатывающего завода –16 сентября. Однако «КазМунайГаз» перенес сроки на первую половину декабря текущего года.
Выслушав информацию Д. Тиесова и Ш. Данбая, министр поручил принять экстренныемеры для обеспечения внутреннего рынка бензином и дизельным топливом. По итогам совещания министр отметил необходимость подключения установки производства высокооктанового бензина в срок до 8 ноября и установки производства дизельного топлива – в кратчайшие сроки. При этом в случае срыва установленных сроков завершения модернизации ПНХЗ, министром будет инициировано освобождение топ-менеджеров Д. Тиесова и Ш. Данбая от занимаемых должностей.
СтраныЕвразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия) подготовили программу создания общих рынков нефти и нефтепродуктов к 2025 году, предусматривающую применение единых правил биржевых торгов, недискриминационного доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов и одинаковых принципов формирования тарифов на транспортировку по магистральным трубопроводам.
Она предполагает, что страны союза к 2025 году разработают механизмы эффективного использования рыночных инструментов ценообразования и развития биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами. По итогам выполнения программы должны быть созданы условия для недискриминационного доступа участников ЕАЭС на общие рынки нефти и нефтепродуктов, устранены таможенные пошлины и другие налоги и сборы для общего рынка, изъяты количественные и другие ограничения при поставках нефти и нефтепродуктов.
Тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов должны будут формироваться по единым принципам. Долгосрочная транспортировка нефти должна быть гарантированной при наличии технических возможностей трубопроводных систем. Страны-члены союза должны обмениваться статистикой по добыче, транспортировке, переработке, поставке и потреблению нефти и нефтепродуктов.
7 ноября по решению совета директоров АО «КазМунайГаз - переработка и маркетинг» от занимаемой должности освобожден генеральный директор ТОО «Павлодарский нефтехимический завод» Шухрат Данбай. «Исполняющим обязанности генерального директора назначен Алсеитов Оспанбек Балтабаевич», – говорится в сообщении компании.
8 ноября «КазМунайГаз» продал свою авиакомпанию «Евро-Азия Эйр». Сумма сделки составила 11,8 млрд тенге, покупателем выступило ТОО «Sky Logistics Service». О планах по продаже полного пакета акций «Евро-Азия Эйр» было объявлено летом 2016 года. Согласно проведенной оценке, рыночная стоимость 100% акций составила 15,6 млрд тенге. Воздушный парк авиакомпании насчитывает 12 вертолетов модели Ми-8Т, четыре вертолета модели Agusta Westland 139, два вертолета модели AS-365N3, по одному самолету Challenger 850 и Challenger 870. В рамках условий реализации «Евро-Азия Эйр» потенциальный покупатель обязуется в течение 5 лет сохранять профиль деятельности объекта приватизации, не уменьшать текущую штатную численность персонала и не ухудшать действующих условий, указанных в заключенных трудовых договорах между ЕАЭ и его работниками, в том числе текущего уровня заработной платы.
9 ноября в Астане прошла презентация книги известного казахстанского журналиста, аналитика нефтегазовой отрасли Олега Червинского «Чёрная кровь Казахстана. Нефтяная история независимости». В книге, представляющей собой нефтяную хронику страны, нашлось место многим ее участникам и событиям. Как отмечается в аннотации к изданию, оно «тянет на хороший документально-авантюрный роман, в котором есть свои герои и антигерои, большие амбиции и не менее большие деньги, геополитические игры и многочисленные схватки «бульдогов под ковром», громкие успехи и колоссальные провалы».
По словам автора, ему довелось быть свидетелем и участником многих значимых событий в казахстанской нефтянке, он знакомился и общался с людьми, принимающими решения, от которых зависело будущее отрасли и страны в целом. «В начале 2000-х я начал записывать воспоминания людей – как их называют, «нефтяных генералов». Эти интервью, а также материалы из моих личных архивов, собственные впечатления и наблюдения, публикации в прессе и мемуары нефтяников и легли в основу этой книги», – рассказал О.Червинский.
Как отметил автор, «Чёрная кровь Казахстана», вышедшая тиражом в 2200 экземпляров, сегодня продается во всех магазинах «Меломан» и MARWINв Казахстане, а также в интернет-магазине meloman.kz. Кроме того, ее можно приобрести и в книжном магазине столичного аэропорта.
9 ноября Казахстан и Россия подписали дополнительный протокол к соглашению о разграничении дна северной части Каспийского моря. Дополнительный протокол предусматривает увеличение контрактной территории по проекту «Курмангазы» и предоставление оператору дополнительного периода разведки сроком на 6 лет с возможностью последующего продления на 4 года.
Уполномоченными организациями по проекту «Курмангазы» являются стопроцентная дочерняя компания АО НК «КазМунайГаз» – Морская нефтяная компания «КазМунайТениз» (50%) – и АО НК «Роснефть» (50%).
Курмангазы – нефтегазоконденсатное месторождение в казахстанском секторе северо-каспийского шельфа. Ближайший населенный пункт находится в 80 км, это порт Баутино Мангистауской области. Площадь Курмангазы составляет 1632 кв. км. Глубина толщи воды в районе месторождения – от 5 до 7 метров.
Освоение этой структуры проведут на паритетных началах российская и казахстанская государственные нефтегазовые компании «Роснефть» и «КазМунайГаз». Стороны планируют инвестировать в проект 23 млрд долларов. Общая прибыль от его реализации ожидается на уровне 50 млрд долларов.
Проектом СРП предусмотрены 3 варианта максимального уровня добычи. По самому оптимистичному варианту, добыча нефти на Курмангазы может достичь 64,5 млн тонн нефти в год. На этом уровне добыча может продержаться до 7 лет.
По среднему варианту, на месторождении может добываться по 31,6 млн тонн нефти в год в течение 10 лет. Третий вариант предусматривает ежегодную добычу по 18,6 млн тонн с продолжительностью плато до 12 лет.
14 ноября польский нефтеперерабатывающий концерн PKN Orlen начал поставки нефти из Казахстана в Польшу. В этот день из Новороссийска вышел танкер Front Castor, судовладельцем является багамская компания Frontline Ltd, подконтрольная известному норвежскому судовому магнату Джону Фредриксену. Ожидается, что в начале декабря танкер прибудет в порт Гданьск, где будет разгружен на терминале Naftoport. В Новороссийск нефть попала по трубопроводу КТК.
Польские нефтеперерабатывающие компании PKN Orlen и Lotos сейчас активно работают над диверсификацией поставок нефти. В январе этого года группа Lotos начала поставки нефти из Ирана. А в начале ноября PKN Orlen и Lotos наладили поставки сырья из США.
Казахстан также рассматривается польским бизнесом в качестве важного поставщика нефти. В сентябре 2017 года президент Польши Анджей Дуда посетил с визитом Казахстан, где обсуждал с президентом Нурсултаном Назарбаевым возможность поставок нефти из этой страны в Гданьск.