Нефтяная хроника
Нефтяные хроники. Сентябрь 2022
Сентябрь
Приступил к работе новый глава TotalEnergies в Казахстане г-н Фруде Йонес. Он работает в TotalEnergies более 16 лет, до назначения в Казахстан – на позициях финансового директора, финансового контролера в Норвегии, заместителя вице-президента по бюджету и финансовому контролю группы TotalEnergies в Париже. В августе 2022 назначен главой TotalEnergies в Казахстане.
2 сентября в Атырау открылся филиал Российского университета нефти и газа им. Губкина. Исследовательский вуз будет осуществлять образовательную деятельность на базе Атырауского университета нефти и газа имени С. Утебаева.
Филиал начал приемную кампанию для набора студентов на бакалавриат по программам подготовки «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Нефтегазовые технологии», «Геологическое моделирование природных резервуаров нефти и газа». Для студентов выделено 200 образовательных грантов. К учебному процессу будут привлекаться преподаватели из России.
9 сентября в Мангистауской области состоялось совещание по вопросам реабилитации месторождения Узень под руководством председателя правления КМГ Магзума Мирзагалиева.
Он сообщил, что по поручению главы государства была разработана концепция плана реабилитации месторождений Узень и Карамандыбас. Предполагается, что мероприятия по реабилитации месторождений позволят увеличить добычу нефти АО «Озенмунайгаз» поэтапно в течение нескольких лет до 6-6,5 млн тонн и удерживать данный показатель в следующие 10 лет. По его словам, предел рентабельности добычи АО «Озенмунайгаз» наступит уже в 2024 году.
С 12 сентября приостановилась добыча на месторождении Карачаганак. Как говорится в сообщении компании КПО, связано это с необходимостью проведения планового капитального ремонта производственного комплекса, который, по расчетам, займет четыре недели.
13 сентября между компаниями «КазТрансГаз Өнімдері» и Национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот» подписано Соглашение о сотрудничестве в области применения сжиженного природного газа (СПГ) на судах КМТФ.
Документ предусматривает применение СПГ на судах в качестве газомоторного топлива. Согласно требованиям Международной морской организации (IMO), в ближайшие годы морским судам необходимо снизить выбросы оксидов серы, образующихся при сжигании судового топлива, что позволит уменьшить негативное воздействие морского транспорта на окружающую среду. Согласно Парижскому соглашению, Казахстан взял на себя обязательства по сокращению выбросов по пути к достижению углеродной нейтральности к 2060 году.
Для транспортной компании использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет увеличить срок службы двигателя, снизить расход ГСМ за счет снижения количества твердых частиц сажи в продуктах горения, что способствует снижению трения. Кроме того, стоимость СПГ в два раза ниже традиционных видов моторного топлива.
КТГӨ с 2023 года планирует развивать производство СПГ, что позволит снабжать морской, железнодорожный, автомобильный транспорт и спецтехнику газомоторным топливом на метане.
15 сентября «КазМунайГаз» использовал свое право в рамках заключенного в 2015 году соглашения «колл-опцион» и приобрел у фонда «Самрук-Қазына» за 3,8 млрд долларов 50% доли в компании «КМГ Кашаган Б.В.», которой принадлежит 16,88% в Соглашении о разделе продукции по Северо-Каспийскому проекту.
«В результате увеличения доли в проекте Кашаган у КМГ улучшатся показатели консолидированной добычи, EBITDA, чистой прибыли и активов. При этом долг компании также увеличится. Планируется, что оплата за приобретение будет осуществляться за счет денежных потоков «КМГ Кашаган Б.В.», – сообщил заместитель председателя правления КМГ Даурен Карабаев. В 2015 году КМГ продал 50% долю в КМГ Кашаган Б.В. фонду «Самрук-Қазына», чтобы использовать вырученные средства на уменьшение долга.
15 сентября на базе Информационной системы учета отдельных видов нефтепродуктов запущен модуль по верификации данных потребителей для отпуска дизельного топлива по дифференцированным ценам.
Функционал информационной системы в режиме реального времени позволяет отслеживать ежесуточные объемы дизельного топлива, реализуемого на АЗС по цене 230-260 тенге за литр (в зависимости от региона). Сервис предусматривает проверку документов из баз МВД, министерства цифрового развития и Государственного кредитного бюро.
16 сентября председатель правления «QazaqGaz» Санжар Жаркешов и председатель правления Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев подписали меморандум о сотрудничестве.
Документ позволит организациям совместно прорабатывать и реализовывать инвестиционные проекты в отрасли машиностроения, а также увеличить долю местного содержания в закупках нацкомпании. Также в целях поддержки отечественного машиностроения, национальная компания заключила офтейк-контракт с заводом по производству анодной электрохимической защиты в Акмолинской области.
Еще одним направлением в рамках сотрудничества «QazaqGaz» и Союза машиностроителей станет коммерциализация казахстанской науки и внедрение последних научных разработок в газовую промышленность. Организации готовы сотрудничать на базе Научно-технического центра «QazaqGaz».