30 лет – Эпоха Независимости
Газовые реалии: растущий рынок, увеличивающийся спрос
Одним из итогов трёх десятилетий независимости Казахстана стало создание практически «с нуля» инновационной, экономически эффективной газовой отрасли страны. От разрозненных газотранспортных предприятий и транзитных участков магистральных газопроводов до собственной Национальной газовой компании «КазТрансГаз» – таков путь реформ и созидания.
Созданный в феврале 2000 года национальный оператор под руководством возглавлявших его поочередно таких опытных высококвалифицированных топ-менеджеров, как Узакбай Карабалин, Нургали Ашимов, Абай Садыков, Серик Султангали и другие, последовательно наращивал активы, стабилизировал финансовое положение газовой отрасли и увеличивал уровень газификации страны.
За этот период были построены и введены в эксплуатацию более 10 тысяч километров магистральных газопроводов. На сегодняшний день компания КТГ управляет более чем 20 тысячами километров магистральных газопроводов и более чем 56 тысячами километров газораспределительных сетей. По состоянию на 2021 год, 12 из 16 регионов Казахстана уже газифицированы!
Сегодня АО «КазТрансГаз» обеспечивает «голубым топливом» более половины населения страны, доля газификации почти достигла 55%, доступ к газу есть у 10,2 миллиона человек. К 2025 году этот показатель должен вырасти до 60%, или 11,7 миллиона человек. Только за последние 7 лет более 3 миллионов казахстанцев получили возможность пользоваться газом, уровень газификации населения вырос с 30% в 2013 году до 54% в 2020 году. В два раза увеличилось число газифицированных отечественных предприятий: с 23 725 до 51 285 бизнес-субъектов.
Работы по газификации страны продолжаются, они финансируются за счет бюджетных средств, а также средств Национального оператора АО «КазТрансГаз». В последние годы активно используется метод государственно-частного партнерства. С момента создания «КазТрансГаза» в эксплуатацию приняты более 40 тысяч километров газораспределительных сетей.
За годы независимости удалось решить вопрос, который не удавалось решить никогда доселе в истории Казахстана – речь идет о газификации столицы страны и центрального и северного регионов Казахстана. Первый этап строительства магистрального газопровода «Сарыарка» практически завершен, газ пришел в город Нур-Султан и Карагандинскую область, там идет активное подключение потребителей. Второй и третий этапы строительства предполагают газификацию Северного Казахстана с доведением газопровода до городов Кокшетау и Петропавловск.
Для газификации Восточно-Казахстанской области рассматривается возможность поставки российского газа из Барнаула. Создана совместная рабочая группа с участием экспертов от министерств энергетики Казахстана и России, специалистов АО «КазТрансГаз» и ПАО «Газпром». Сейчас они ведут изучение и анализ технико-экономических и финансовых аспектов строительства газотранспортной инфраструктуры. В октябре текущего года состоялась встреча министра энергетики Республики Казахстан Магзума Мирзагалиева с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером, на которой была достигнута договоренность об активизации работ по проекту.
С октября 2014 года все эти масштабные преобразования проводятся под непосредственным руководством Кайрата Каматаевича Шарипбаева, который занимал в эти годы посты председателя правления, председателя совета директоров компании. В ноябре 2020 года, накануне глобальной реформы КТГ, руководством страны он был вновь назначен председателем правления акционерного общества «КазТрансГаз».
Газ: со вторых ролей на приоритетное место
Традиционно, вплоть до последнего времени, вопросы добычи газа в Казахстане были на втором месте, после нефти. В основном, газ в Казахстане попутный, собственно газовых разработанных месторождений немного. Стоимость газа в Казахстане регулируется государством, и недропользователям экономически невыгодно было доводить его до товарной кондиции и продавать, проще было закачивать в пласт для увеличения объёмов добычи жидких углеводородов или же попросту сжигать на факелах. К тому же, в составе добываемого в Казахстане газа, присутствует сероводород, что приводит к удорожанию строительства газоперерабатывающей инфраструктуры.
Но сейчас ситуация кардинально изменилась, «голубое топливо» вышло на первые позиции ввиду его экологичности. К тому же Казахстан законодательно ввёл запрет на сжигание газа в факелах. Сегодня, по поручению Президента страны Касым-Жомарта Токаева, началась активная работа по повышению инвестиционной привлекательности газовой отрасли. В рамках этой работы «КазТрансГаз» совместно с правительством и Ассоциацией «Казахстанский совет иностранных инвесторов» разработали новую, стимулирующую формулу цены для приобретения газа у недропользователей. Предлагается закупать новые объемы газа у инвесторов по максимальной экспортной цене, за вычетом расходов на транспортировку. Это должно повысить доходность и привлечь новые инвестиции в газовые проекты, таким образом, увеличить ресурсную базу для предотвращения возможного дефицита газа в связи с ростом потребления.
В стране есть месторождения, которые в случае начала их разработки могут давать дополнительно 6-8 млрд кубометров газа в год. Для этого планируется передача «КазТрансГазу» месторождений с высоким потенциалом добычи газа, которые не попали в разработку из-за низкого приоритета или отсутствия финансирования у недропользователей, ориентированных на нефть. Например, нефтегазоконденсатное месторождение Урихтау, расположенное в Мугалжарском районе Актюбинской области.
Проводятся геологоразведочные работы в Шу-Сарысуйском бассейне, который является малоизученным. Также, в рамках государственной программы изучения недр, рассматриваются варианты совместного изучения других малоизученных бассейнов. Имеются у АО «КазТрансГаз» амбициозные ожидания от Аральского осадочного бассейна.
Национальный оператор также намерен активизировать работы на Каспийском шельфе. На октябрьской встрече министра энергетики Казахстана Магзума Мирзагалиева и председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, в числе актуальных вопросов, рассматривался вопрос возобновления переговоров по освоению месторождений Хвалынское и Имашевское и переработки газа.
Соглашение о принципах совместного освоения Хвалынского месторождения на Каспии было подписано между компаниями «КазМунайГаз» и «ЛУКОЙЛ» еще в апреле 2003 года. В 2005-м было создано совместное предприятие, однако освоение месторождения до сих пор не началось. В 2013 году было подписано межправительственное соглашение о разработке участка Имашевского месторождения в пограничной зоне между Атырауской областью Казахстана и Астраханской областью России. Превращение «КазТрансГаза» в самостоятельную национальную газовую компанию даст новый импульс реализации этих проектов.
Отрасли нужны деньги
Министерство энергетики Казахстана прогнозирует, что доля газа в энергобалансе страны будет расти быстрыми темпами, и к 2030 году потребности внутреннего рынка вырастут практически в два раза – до 30,2 млрд кубометров. Спрос возрастет не только благодаря быстрым темпам газификации регионов, сырья потребует и развивающаяся в стране отрасль газохимии. Собственных газохимических проектов «КазТрансГаз» пока не имеет, но участвует в таких проектах в части обеспечения товарным газом, в соответствии с утвержденным балансом газа. К примеру, проект по производству карбамида в Жамбылской области, реализуемый ТОО «Объединенная химическая компания» совместно с китайской компанией «Хуаджин».
В Казахстане сегодня отсутствуют мощности по производству карбамида, весь спрос удовлетворяется за счет импортных поставок из России и Узбекистана. По данным статистики, объем импорта вырос с 21 тыс. тонн в 2016 году до 74 тыс. тонн на сумму 15 млн долларов США в 2020 году. Проекту требуется товарный газ порядка 550 млн кубометров в год. На сегодняшний день проект находится на стадии перехода к базовому проектированию и созданию СП между участниками проекта.
Казахстанский газ имеет устойчивый рынок сбыта в мире – по итогам 2020 года на экспорт было отправлено 38% всего произведенного объёма газа. Обладая достаточно мощной магистральной газотранспортной системой и основываясь на принципах многовекторности поставок углеводородов на внутренний и внешний рынки, Казахстан стремится открывать экономически перспективные маршруты по транзитным и экспортным поставкам товарного газа. Сегодня, благодаря реализации тщательно выверенной инвестиционной программы, АО «КазТрансГаз» может диверсифицировать экспортные маршруты в любом направлении.
Стоит отметить, что национальный оператор реализует газ для отечественных потребителей ниже себестоимости, неся при этом колоссальные убытки. Так, сумма субсидирования за последние 3 года составила более 255 млрд тенге. И справиться с этой финансовой нагрузкой компании удается за счет других операций, таких как транспортировка и экспортные поставки.
Однако с экономической точки зрения такая ситуация несет в себе огромные риски. Сегодня национальный газовый оператор полностью выполняет возложенную на него миссию. Однако нужно думать и о завтрашнем дне. Речь идет, в первую очередь, о крайней изношенности инфраструктуры, доставшейся Казахстану в наследство от единой советской газотранспортной системы. Некоторое оборудование, на котором сейчас работает АО «КазТрансГаз», произведено еще в 60-х годах прошлого века. Оно настолько устарело, что попросту не существует заводов, которые изготавливали бы для него для него запасные части. Это большая проблема для компании в части поддержания инфраструктуры в рабочем состоянии.
Кроме этого, не хватает мощностей магистральных газопроводов для продолжения газификации регионов, развития экспорта газа и обеспечения газом новых промышленных потребителей, включая перевод на газ ТЭЦ в Алматы. Первоочередной задачей является расширение основной газотранспортной артерии страны – газопровода «Бейнеу-Шымкент», к которому подключен магистральный газопровод «Сарыарка» и распределительные сети южных регионов страны. А модернизация старых и расширение мощности новых сетей требуют колоссальных финансовых ресурсов, которых при сегодняшней рентабельности, вернее, её отсутствию, внутренних поставок, найти не так-то просто.
А ведь еще нужно финансировать запланированные работы по увеличению ресурсной базы, строительству газоперерабатывающих заводов на Кашагане и увеличению собственной добычи газа за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений.
По поручению Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева, АО «КазТрансГаз» участвует в проекте полномасштабного освоения месторождения Кашаган в части утилизации высокосернистого неочищенного сырого газа и последующего получения товарного газа. По поручению правительства, компания реализует проект УКПГ «Кашаган» на территории Макатского района Атырауской области, рядом с существующим заводом «Болашак», принадлежащим NCOC. Сырой газ будет поступать на переработку с морского месторождения Кашаган в объеме 1 млрд кубометров в год. Проект перешел в стадию реализации, ожидается завершение строительства установки к концу 2023 года.
Кроме того, существуют 2-й и 3-й этапы данного проекта, в ходе которых предполагается переработать дополнительные объёмы сырого газа в 2 млрд кубометров и 6 млрд кубометров в 2026-м и 2030-м годах соответственно, тем самым пополнив ресурс товарного газа для поставки на внутренний рынок и на экспорт.
«Зелёные перспективы» Казахстана
Мир меняется у нас на глазах. Сейчас политика большинства государств направлена на изменение структуры энергобаланса в пользу природного газа – он является наиболее перспективным из традиционных источников энергии, и единственным, который имеет все шансы составить конкуренцию возобновляемым источникам энергии в будущем.
Расширение использования газа как одного из наиболее экологичных видов топлива особенно важно в свете декарбонизации мировой экономики и действия Парижского соглашения о климате, к которому Казахстан и Россия присоединились в 2016 году.
Газовая отрасль играет важную роль в условиях перехода к «зелёной экономике». Многие государства и транснациональные нефтегазовые компании уделяют серьезное внимание глобальным сценариям развития потребностей мировой экономики в углеводородных ресурсах для выработки ключевых ориентиров будущего развития.
На сегодняшний день в Казахстане активно ведутся работы по переводу промышленных потребителей на газ. Это жизненно необходимо крупным производителям, экспортирующим свою продукцию за рубеж, в том числе на рынки Евросоюза, где планируется введение так называемого «углеродного налога» на «грязную продукцию». Второй важной задачей является перевод транспортного сектора на потребление газа в качестве моторного топлива, который будет сопровождаться существенным социально-экономическим и экологическим эффектом.
В условиях мобильной экономики любой стране важно иметь скоростные и дешевые способы доставки грузов. Поэтому Казахстан, Китай и Россия совместно развивают транспортную инфраструктуру «Нового шёлкового пути». 21 мая 2021 года в поселке Жибек Жолы Акмолинской области была открыта первая в Казахстане криогенная автомобильная заправка (КриоАЗС) для транзитной техники. Она запущена компанией «Газпром СПГ технологии» – специализированной компанией для реализации проектов ПАО «Газпром» по развитию инфраструктуры сжиженного природного газа. Соответственно, заправка обеспечивается топливом с российских заводов.
«КазТрансГаз», согласно постановлению правительства Казахстана №797 от 29 ноября 2018 года, участвует в реализации программы строительства новых 85 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) с использованием метана в качестве топлива. На сегодняшний день в республике функционирует 16 АГНКС, 7 из которых принадлежат КТГ, одна – в Алматы – муниципальному автобусному парку, и 8 принадлежат частным компаниям на условиях франчайзинга. В текущем году в Шымкенте, Талдыкоргане и Атырау будут введены еще 3 таких станции. Всего же количество АГНКС в стране планируется довести до 100, в том числе построить их еще в Шымкенте, Туркестане, Таразе, Жанаозене, Актау, Актобе и Уральске. Прогнозный объем реализации компримированного природного газа – до 50 млн кубометров в год. Главное преимущество такого топлива – экологичность, а также низкая стоимость по сравнению с другими видами горючего.
Новая страница
11 марта 2021 года было принято постановление правительства и подписан договор о передаче госпакета акций АО «КазТрансГаз» от АО «НК «КазМунайГаз» в доверительное управление Фонду «Самрук-Қазына».
30 ноября 2021 года Постановлением Правительства Казахстана № 852 АО «КазТрансГаз» присвоен статус Национальной компании. Кроме этого, в соответствии c кодексом о недрах и недропользовании правительством утверждено разграничение деятельности национальных компаний в сфере недропользования. Согласно этому документу «КазТрансГазу» предоставлено преимущественное право по разведке и добыче на газовых и газоконденсатных месторождениях.
«Мы приняли решение трансформировать «КазТрансГаз» по аналогии с «Газпромом». Компания станет полноценной вертикально интегрированной национальной газовой компанией», – заявил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на XVII Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России, прошедшем 30 сентября 2021 года в Кокшетау. И это было сделано.
По поручению Президента правительством сейчас разрабатывается Комплексный план развития газовой отрасли Республики Казахстан до 2030 года. Это новая страница для газовой отрасли страны, основной целью которой является увеличение её вклада в казахстанский ВВП с 1,8% до 3,6% и обеспечение стабильного газоснабжения внутреннего рынка Казахстана и экспортных поставок.