Законодательство
Новый Закон Республики Казахстан «О газе и газоснабжении»
Максим Бурак, юрист, юридическая фирма GRATA, Дария Сагинова, младший юрист, юридическая фирма GRATAДанный материал составлен исключительно как общее руководство и не может быть использован как специализированное правовое заключение.
Президентом Республики Казахстан подписан ЗаконРеспублики Казахстан «О газе и газоснабжении» (далее — Новый Закон, Закон о газе или Закон), основные положения которого рассмотрены в настоящей статье. Ниже описаны наиболее важные, на наш взгляд, особенности и положения указанного Закона.
Закон о газе является новшеством для законодательства Казахстана. Ранее отрасль газа и газоснабжения частично регулировалась законодательством о недропользовании, а также рядом постановлений правительства. Направлен Закон на урегулирование отношений в сфере газа и газоснабжения и в качестве основного принципа преследует приоритетность обеспечения внутреннего рынка товарным (согласно Закону, смесь углеводородов с преобладанием метана) и сжиженным нефтяным газом (согласно Закону, смесь пропана и бутана), производимым на территории РК.
Сам по себе Закон предусматривает множество нововведений, непосредственно касающихся деятельности инвесторов в сфере газа и газоснабжения. В частности, Закон предусматривает нормы относительно преимущественного права государства на приобретение сырого и товарного газа.
Так, согласно Новому Закону, государство имеет преимущественное право на приобретение:
- сырого газа, отчуждаемого недропользователями, принадлежащего им по Закону о недрах или согласно контракту на недропользование (далее — Контракт);
- товарного газа, произведенного недропользователями при переработке добытого ими сырого газа и принадлежащего им на основании контрактов на недропользование.
Преимущественное право реализуется национальным оператором (далее — Оператор) — компанией, создаваемой (определяемой) правительством и осуществляющей деятельность в сфере газоснабжения для обеспечения внутренних потребностей РК в товарном газе.
Цена приобретения Оператором сырого газа определяется недропользователем и должна учитывать:
- расходы на добычу газа;
- расходы на транспортировку до места реализации Оператору;
- уровень рентабельности (не более 10%).
В отношении товарного газа цена также определяется недропользователем и учитывает:
- расходы на добычу сырого газа;
- расходы на производство товарного газа из сырого;
- расходы на транспортировку до места реализации Оператору;
- уровень рентабельности (не более 10%).
В связи с этим недропользователи, планирующие реализовать сырой или товарный газ в будущем году, направляют в уполномоченный орган (далее — УО[*]) расчеты цены газа для Оператора, подтвержденные документально. По результатам экспертизы (не более 30 дней) УО утверждает цену или направляет мотивированное возражение. Недропользователи не вправе превышать утвержденную цену в сделках с Оператором.
После утверждения цены, не позднее чем за 5 месяцев до планируемого периода, недропользователь направляет Оператору коммерческое предложение с указанием:
- объемов отчуждаемого сырого и (или) товарного газа;
- цены газа (не выше утвержденной УО);
- пункта поставки.
Оператор в месячный срок принимает решение о реализации преимущественного права или отказе от его реализации. Если Оператор не ответил в месячный срок, то он считается отказавшимся от реализации названного права.
Преимущественное право не распространяется на случаи реализации:
- сырого газа, добываемого на газовых и (или) газоконденсатных месторождениях, и произведенного из него товарного газа;
- товарного газа, произведенного из сырого газа, добываемого на газовых и (или) газоконденсатных месторождениях;
- сжиженного природного и товарного газа, полученного в процессе регазификации;
- сырого газа, реализуемого в соответствии с международными договорами РК;
- произведенного вне Казахстана товарного газа, ввезенного для потребления;
- товарного газа, произведенного вне Казахстана из сырого газа, добываемого в Казахстане, на основании международных договоров РК;
- товарного газа, произведенного на основании договора государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере газа и газоснабжения. При этом под ГЧП в сфере газа и газоснабжения понимается сотрудничество в части переработки принадлежащего РК попутного газа.
В отношении приоритетного права государства следует отметить введение Законом понятия «единая система снабжения товарным газом» (далее — Система газоснабжения). Указанная система включает в себя предназначенные для производства, транспортировки, хранения, реализации и потребления товарного газа:
- соединительные, магистральные газопроводы,
- хранилища товарного газа,
- газораспределительные и газопотребляющие системы,
- газозаправочные станции,
- иные технологические объекты.
Перечисленное в целом образует объекты Системы газоснабжения.
В состав системы не входят:
- промысловые газопроводы,
- газопотребляющие системы бытовых и коммунально-бытовых потребителей,
- технологические объекты, предназначенные для производства, регазификации, перевозки, хранения, реализации и потребления сжиженного нефтяного газа.
Деятельность Системы газоснабжения в целом должна обеспечиваться Оператором.
В лице того же Оператора государство, согласно Закону, обладает приоритетным правом на покупку отчуждаемых (1) объектов Системы газоснабжения (далее — Объекты) и (2) долей участия (пакетов акций) собственников таких объектов (далее — Доли). При этом если отчуждаемое имущество является стратегическим объектом (перечень которых утверждается правительством), его отчуждение происходит согласно Закону «О государственном имуществе» и не регулируется Новым законом.