Законодательство
Новые регуляции Республики Казахстан, касающиеся правового режима углеводородов
Ольга Ченцова, управляющий партнер юридической фирмы Aequitas, кандидат юридических наукНаиболее важные новации, касающиеся правового режима углеводородов в Казахстане, включают следующие основные блоки законодательства:
- о недропользовании (в том числе Закон «О недрах»1 );
- об обороте нефти и нефтепродуктов (в том числе Закон «Об обороте нефтепродуктов»2 );
- о газе и газоснабжении (в том числе Закон «О газе»3 );
- о магистральном трубопроводе (в том числе Закон «О магистральном трубопроводе»4 ).
Изменения и дополнения законодательства в последнее время происходили часто, а иногда стремительно. Например, с момента принятия Закона «О недрах» прошло немногим более двух лет, и за это время он изменялся уже девять раз, в том числе семь раз – в 2012 году. Изменения во вновь принятый Закон «О газе» за первые полгода его действия вносились уже трижды. В дополнение к базовым законам приняты десятки подзаконных нормативно-правовых актов, развивающих и уточняющих законодательные положения, в том числе в основном – на уровне постановлений правительства. Некоторые правоотношения дополнительно урегулированы приказами различных министерств.
Названные регуляции в значительной мере являются взаимодополняемыми, а в ряде случаев законы содержат прямые отсылки друг к другу, а также к другим законодательным актам (например, к гражданскому законодательству, Законам РК «О государственном имуществе», «О науке», «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» и другим).
На правовой режим углеводородов оказывает влияние и другое новое законодательство (в том числе, акты Таможенного союза, законодательство об инвестициях и т.д.).
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ
Изменения Закона «О недрах»
были разными по объему и значению – от достаточно серьёзных до технических, но в совокупности они поменяли правовой ре-жим недропользования по ряду существенных моментов. Отметим некоторые новшества.
1. Изменения в связи с принятием Закона «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» изначально имели место одновременно с принятием этого закона в январе 2012 года, а затем повторно после его изменений в июле 2012 года5
. Установлено, что без проведения конкурса на основе прямых переговоров заключаются контракты на проведение операций по разведке и (или) добыче с субъектами индустриальноинновационной деятельности в соответствии с Законом РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» (ст. 35 Закона «О недрах»).
Под такими субъектами понимаются «…физические и (или) юридические лица, реализующие индустриально-инновационные проекты в приоритетных секторах экономики либо осуществляющие деятельность по продвижению отечественных обработанных товаров, работ и услуг на внутренний и (или) внешние рынки» (подп.5 ст.1 Закона от 9 января 2012 года).
Закон от 9 января 2012 года определяет и индустриально-инновационные проекты, и другие вопросы индустриально-инновационной деятельности.
Однако он не содержит каких-либо конкретных регуляций в связи с недропользованием, за исключением того, что дополнительным условием контракта на добычу, заключаемого с недропользователем, являющимся субъектом индустриально-инновационной деятельности, является наличие технологической программы, включающей информацию о предлагаемых к применению технологиях, а предоставление земельных участков и прав недропользования отнесено законом к мерам государственной поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности.
Таким образом, пока не вполне ясно, как (и с какой эффективностью) будет работать предоставленная привилегия.
Обязанности недропользователя расширены в отношении ежегодного финансирования научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ6 , а уполномоченный орган в области государственной поддержки индустриально-инновацион-ной деятельности заменил собой уполномоченный орган в области регулирования индустрии с некоторой корректировкой компетенции. Установлены и некоторые другие новации.
2. Определение национальной компании по недропользованию (далее НК), а следовательно, и её статус, изменялись с момента принятия Закона «О недрах» 2010 года уже дважды. Изначально согласно Закону под НК понималось «акционерное общество, созданное по решению Правительства Республики Казахстан, единственным акционером которого является государство или национальный управляющий холдинг, осуществляющее деятельность в определенных сферах недропользования на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан» (п. 21 ст.1).
В 2011 году было установлено, что НК могут быть созданы также по решению местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы7 .