Законодательство
Вопросы предоставления юридическим лицам Республики Казахстан льгот в связи с осуществлением ими инвестиций в РК
Эльвира Хайруллина, старший юрист, международная юридическая фирма Integrites, КазахстанВопросы предоставления юридическим лицам Республики Казахстан льгот в связи с осуществлением ими инвестиций в РК регулируются, главным образом, Законом РК от 8 января 2003 года «Об инвестициях» (далее «Закон об инвестициях») и Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года (далее «Налоговый кодекс»). Так, Законом об инвестициях установлены инвестиционные преференции («Инвестиционные преференции»), а Налоговым кодексом – налоговые преференции («Налоговые преференции»). Ниже подробно описаны Инвестиционные преференции и Налоговые преференции, а также процедура их предоставления.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ
А. Виды Инвестиционных преференций
Законом об инвестициях (см.статью 13 Закона об инвестициях) предусмотрены следующие Инвестиционные преференции для юридических лиц РК, реализующих инвестиционные проекты:
- освобождение от обложения таможенными пошлинами при импорте оборудования;
- государственные натурные гранты в виде земельных участков, зданий, оборудования и т.п.;
- льготы по земельному налогу и налогу на имущество; и
- промышленные льготы в виде возмещения или оплаты части затрат на газ, электроэнергию, приобретение земельного участка, приобретение (строительство) зданий, сооружений.
В соответствии с Законом об инвестициях, право на Инвестиционные преференции, указанные в пунктах 1) и 2) выше, имеют лица, осуществляющие инвестиционный проект, и инвестиционная деятельность которых соответствует Перечню приоритетных видов деятельности, утвержденному правительством РК.
Льготы, указанные в пунктах 3) и 4) выше, распространяются на инвестиционный проект, который является стратегическим. Закон об инвестициях определяет «Инвестиционный стратегический проект» как инвестиционный проект, входящий в перечень инвестиционных стратегических проектов, определяемый правительством РК (далее «Перечень стратегических проектов»), и способный оказать стратегическое влияние на экономическое развитие РК (см. п. 10 статьи 1 Закона об инвестициях).
В соответствии с Законом об инвестициях (см. п. 2 статьи 18-1 Закона об инвестициях) для включения в Перечень стратегических проектов Инвестиционный проект должен быть направлен на производство продукции с высокой добавленной стоимостью (более высоких переделов и переработки), соответствовать приоритетным видам деятельности и отвечать одному из нижеуказанных критериев:
(а) быть направленным на производство продукции, входящей в перечень видов деятельности по производству высокотехнологичной продукции, утверждаемый правительством РК; либо
(б) объем инвестиций по нему должен составлять не менее 5 млн МРП (минимального расчетного показателя), установленного на соответствующий финансовый год Законом РК «О республиканском бюджете».
Кроме того, для предоставления инвестиционной преференции в виде промышленных льгот, помимо наличия статуса Инвестиционного стратегического проекта, Закон об инвестициях устанавливает дополнительное требование (см. п. 5 статьи 13 Закона об инвестициях), заключающееся в том, чтобы такой проект реализовывался в населенных пунктах с низким уровнем социально-экономического развития («Дополнительное требование»).Перечень таких населенных пунктов утверждается правительством.
Б. Процедура предоставления Инвестиционных преференций
Ниже описаны процедуры (i) освобождения от уплаты таможенных пошлин при импорте оборудования и (ii) предоставления государственных натурных грантов.
Процедура освобождения от уплаты таможенных пошлин при импорте оборудования
Согласно Закону об инвестициях, освобождение от обложения таможенными пошлинами при импорте оборудования предоставляется посредством заключения инвестиционного контракта с уполномоченным органом (Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий РК). Для заключения указанного контракта соответствующему юридическому лицу необходимо представить в указанный уполномоченный органследующие документы:
- заявку на предоставление инвестиционных преференций («Заявка»);
- справку о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
- копию устава юридического лица, заверенную подписью первого руководителя и печатью юридического лица;
- бизнес-план инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта (требования к бизнес-плану устанавливаются уполномоченным органом);
- копии документов, обосновывающих сметную стоимость строительно-монтажных работ и затраты на приобретение фиксированных активов, сырья и (или) материалов, используемых при реализации инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта, заверенные подписью первого руководителя и печатью юридического лица (перечень указанных документов устанавливается законодательством РК);
- копии документов, устанавливающих источники и гарантии финансирования инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта, заверенные подписью первого руководителя и печатью юридического лица. (В случае финансирования инвестиционного проекта из собственных средств необходимо приложить письменное подтверждение об их наличии);
- документы, подтверждающие размер запрашиваемого государственного натурного гранта и предварительное согласование его предоставления;
- справку из налогового органа по месту регистрации об отсутствии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям.
Заявка рассматривается уполномоченным органом в течение 20 рабочих дней. В случае решения уполномоченного органа об освобождении от обложения таможенными пошлинами, он в течение 5 рабочих дней уведомляет таможенные органы о таком решении, и в течение 10 рабочих дней с даты указанного решения готовит для подписания инвестиционный контракт с учетом положений модельного контракта (далее «Инвестиционный контракт»).