Законодательство
Легализовал ли новый Трудовой кодекс прикомандирование в Казахстане?
Юлия Чумаченко, партнер, юридическая фирма «AEQUITAS»Прикомандирование (секондмент) и другие формы заёмного труда в условиях глобализации международного бизнеса, а также вступления Казахстана в ВТО становятся все более популярными.
Заёмный труд предоставляет компаниям ряд важных преимуществ. Принимающая компания, используя заёмный труд, может сократить численность своего персонала и налоги, взимаемые с начисления заработной платы, а также расходы на открытие офисов в регионах, сконцентрировать свои силы на основном бизнесе, передав отдельные сферы деятельности, являющиеся непрофильными для компании, на аутсорсинг. Командирующая компания, направляя работников в другую организацию, может сохранить численность своего персонала на период отсутствия объема работ. Обе стороны посредством заёмного труда фактически организовывают обмен опытом и повышение квалификации работников.
Однако каким бы привлекательным заёмный труд ни казался, практика показывает, что его использование в силу недостаточной урегулированности на законодательном уровне сопряжено с правовыми рисками, так как трудовое право, хотя в целом и не относится к секондменту отрицательно, к сожалению, не всегда гибко реагирует на экономические посылы. Особенно актуален вопрос о рисках в случаях прикомандирования иностранных работников, что в условиях современного казахстанского рынка труда является наиболее востребованным и, соответственно, часто практикуемым, например, в нефтегазовой сфере бизнеса. Попытаемся разобраться, каким образом работает механизм прикомандирования в Казахстане, а также как соотносится казахстанский опыт с мировой практикой в этой сфере.
Мировой опыт
До недавнего времени заёмный труд во многих юрисдикциях мира находился фактически вне правового поля. Первые попытки легализации и регламентирования заёмного труда были сделаны в 1990-е годы. Например, в законе государства Люксембург 1994 года появился специальный раздел, посвященный порядку временного прикомандирования работников к другим предприятиям.
Международная организация труда признала заёмный труд в 1997 году, приняв Конвенцию №181, посвященную частным агентствам занятости, получившим право найма работников с целью предоставления их третьей стороне.
Южная Корея является одной из стран, в которой заёмный труд нашел максимальную поддержку – в 2007 году корейские кадровые агентства активно пропагандировали эффективность соответствующего механизма, что привело к принятию закона о защите прав временных работников. В результате Южная Корея является мировым лидером по количеству заёмного труда – около 35% корейцев из 15 миллионов трудоспособного населения работают по гражданско-правовым договорам.
На североамериканском континенте механизм заёмного труда послужил решением проблемы роста безработицы в кризис – число американцев, работающих без «прямого» трудового договора (то есть по договору о прикомандировании), в 2008 году увеличилось практически вдвое. В Канаде лидером в вопросе поддержки заёмного труда стала провинция Онтарио, принявшая Билль №139, устанавливающий гарантии временным работникам и предусматривающий положения о вознаграждении агентству в случае прямого найма временного работника.
Российское законодательство пополнилось специальными регуляциями в отношении заёмного труда с 2016 года, легализовав только две его формы: 1) аутсорсинг и 2) аутстаффинг (по договору о предоставлении персонала), при этом второй вариант возможен только при участии кадрового агентства, получившего соответствующую аккредитацию.
Прикомандирование в Казахстане: история вопроса
Первое упоминание о прикомандировании в казахстанском законодательстве появилось в 1993 году в рамках работы государственного аппарата. Позже, в 2001 году, термин «прикомандирование» появился и в коммерческом законодательстве, регулирующем вопросы привлечения иностранной рабочей силы. Под прикомандированием понимался ввоз в Казахстан иностранных работников без получения соответствующего трудового разрешения при условии одновременного с наймом иностранных работников направления казахстанского персонала за рубеж с целью повышения квалификации. В 2012 году данный правовой институт был заменен на новый – «корпоративный перевод», а с ноября 2015 года, в связи с вступлением Казахстана в ВТО, дополнительно появился «внутрикорпоративный перевод».
С принятием Трудового кодекса 2015 года в его понятийном аппарате снова появилось «прикомандирование», однако, остальные формы заёмного труда (например, аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг персонала и др.) по-прежнему остались без правового регулирования, а значит – вне легализации.
Условия прикомандирования в Казахстане
В соответствии с действующим трудовым законодательством, в Казахстане под прикомандированием понимается выполнение работником работы у другого работодателя как по своей, так и по другой специальности (должности, трудовой функции, квалификации).
Прикомандирование оформляется путем подписания ряда документов, в том числе: 1) соглашение между направляющей и принимающей компаниями, 2) трехстороннее соглашение между компаниями и прикомандированным работником и 3) дополнительное соглашение к трудовому договору с прикомандированным работником.
Письменное соглашение между направляющей и принимающей организациями
В соглашении следует оговорить:
-
цель прикомандирования (обеспечение выполнения определённых задач);
-
численность и перечень должностей прикомандированных работников;
-
конкретные задачи (функции) прикомандированных работников.