Эксклюзив
Выход в высшую лигу

Национальный оператор Республики Казахстан в сфере газа и газоснабжения– акционерное общество «КазТрансГаз» –из года в год демонстрирует эффективное корпоративное управление и рост стоимости акционерного капитала, обеспечивая защиту прав инвесторов и реализацию интересов единственного акционера – АО «НК «КазМунайГаз».
Так, в первом полугодии текущего года компания получила консолидированную чистую прибыль в размере 83,2 млрд тенге, что выше аналогичного периода прошлого года на 39 млрд тенге, или на 88%.
Объем реализации газа в январе-июне составил 13,7 млрд кубометров, что на 41%, или на 4 млрд кубометров больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
«Группа «КазТрансГаз», безусловно, показывает сильные коммерческие результаты, –комментирует Игорь Ивахненко, российский эксперт по энергетическому сектору Каспийского и Центрально-Азиатского региона. – Нынешний рост продолжает тенденцию прошлого года, когда чистая прибыль группы достигла почти 75 млрд тенге, оказавшись больше запланированной на 23 миллиарда. В текущем же году полугодовая прибыль уже превысила годовой показатель 2017 года. При этом нужно принять во нимание, что рост прибыли достигнут не за счет арифметического повышения газовых тарифов для потребителей, а в результате успешных производственных действий «КазТрансГаза» на всех направлениях своей деятельности».
«КазТрансГаз» сегодня управляет централизованной инфраструктурой по транспортировке товарного газа по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, обеспечивает международный транзит и занимается продажей газа на внутреннем и внешнем рынках, добывает природный газ, разрабатывает, финансирует, строит и эксплуатирует трубопроводы и газохранилища. «Все эти бизнесы связаны между собой, что придает их развитию синергетический эффект. Создание новых магистральных и распределительных систем расширяет возможности газоснабжения потребителей, вместе с увеличением добычи это обеспечивает загрузку дополнительных газотранспортных мощностей, позволяет наращивать поставки и внутри страны, и на внешний рынок, – отмечает российский нефтегазовый эксперт. – КТГ существенно расширил внутренний газовый рынок Казахстана, благодаря газификации населенных пунктов и целых районов, не вовлеченных ранее в распределение «голубого топлива».
«КазТрансГазу» одной из первых системообразующих компаний казахстанской экономики, удалось в полной мере реализовать преимущества геополитического положения страны и вовлечь в экономический оборот ее транзитный потенциал.
В августе 2007 года в ходе государственного визита в Казахстан председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао главы правительств КНР и РК подписали Соглашение о сотрудничестве по строительству и эксплуатации газопровода «Казахстан-Китай». Он стал ключевой частью крупнейшего Трансазиатского газопровода «Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай» (ТУКК), связавшего газовые месторождения в Туркменистане, Узбекистане и Казахстане с потребителями в КНР и одним из крупнейших инвестиционных проектов независимого Казахстана. При общей протяженности трансконтинентальной трубы от Туркменистана до китайской границы в 1833 км, длина участка «Казахстан-Китай» составила 1305 км.
Газопровод был введен в строй в декабре 2009 года, и это событие имеет громадное геополитическое значение для Казахстана, впервые в своей истории получившего возможность экспорта собственного «голубого топлива» в перспективный и платежеспособный Азиатско-тихоокеанский регион, что особенно актуально в преддверии расширения добычи углеводородов на Кашагане и других шельфовых месторождениях в казахстанском секторе Каспийского моря. К тому же данный газопровод, при соединении с нефтегазоносным западом Казахстана, устранил многолетнюю зависимость южных регионов страны от поставок газа из соседних государств, обеспечив тем самым подлинную энергетическую безопасность Казахстана.
В прошлом году был зафиксирован еще один важный рубеж в истории страны – впервые Казахстан начал экспорт своего газа в Китай. Осенью 2017 года между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой был подписан исторический договор о поставке 5 млрд кубометров казахстанского газа в течение каждого календарного года. Договор купли-продажи подписан между АО «КазТрансГаз» и компанией «PetroChina International Company Limited». Ресурсной базой для экспортных поставок станут месторождения на западе Казахстана, а также имеющиеся запасы газа из подземных газохранилищ АО «КазТрансГаз». Местом приема газа китайской стороной определен пограничный пункт «Хоргос».

«По данным «КазТрансГаза», экспортные поставки в Китай в первом полугодии составили 3,1 млрд кубометров. Хотя недавно руководство «КазМунайГаза» заявляло, что к осени этого года Казахстан экспортирует в Китай 5 млрд кубометров газа. При этом была сделана одна интересная ремарка, что если поставки газа на внутренний рынок приносят многомиллионные убытки для КМГ, то экспорт газа, наоборот, компенсирует эти убытки. То есть это подтверждает тезис о том, что добыча и экспорт газа дочерней компанией постепенно превращается в курицу, «несущую золотые яйца» для КМГ. Но для государства газовый экспорт в тот же Китай важен по нескольким причинам. Во-первых, это диверсификация экспортных маршрутов с учетом того, что по экспорту нефти, например, мы еще сильно зависим от транзита через непредсказуемую Россию с ее растущими геополитическими амбициями, которые при определенных условиях могут заставить ее оказывать давление на Казахстан, сокращая наши сырьевые экспортные возможности. Во-вторых, ожидаемая экспортная выручка КТГ при имеющихся ценах на энергоресурсы должна составить, как минимум, около 1 млрд долларов США в год. Помимо того, что эти деньги улучшат экономическое положение национального оператора, они позволят сохранять низкие цены на газ, поставляемый на внутренний рынок, для населения», –говорит известный казахстанский политолог, директор Группы оценки рисков (Алматы) Досым Сатпаев.
Комментируя экспортные поставки в Китай, заместитель председателя правления АО НК «КазМунайГаз», председатель совета директоров КТГ Кайрат Шарипбаев говорит: «Диверсификация транзитных и экспортных маршрутов транспортировки казахстанского газа, а также увеличение объемов экспорта голубого топлива – это важные стратегические задачи, которые были поставлены Президентом Казахстана. Глава государства отмечал, что «для полного раскрытия транспортного и транзитного потенциала страны необходимо обеспечить свободу транзита грузов, создать новые транспортные коридоры». Проведенная национальным оператором АО «КазТрансГаз» работа полностью соответствует стратегическим планам Казахстана по развитию новой евразийской логистической инфраструктуры. Поставки казахстанского газа в Китай будут способствовать двусторонним взаимовыгодным отношениям, направленным на создание общей инфраструктуры и налаживание торговых и транспортных связей между странами Евразийского региона».
Торжественная церемония пуска казахстанского газа из магистрального газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент» в транснациональный газопровод «Центральная Азия - Китай» прошла в Едином диспетчерском центре газового оператора в Астане 15 октября 2017 года. А в январе текущего года была достигнута договоренность о перспективном увеличении экспорта казахстанского газа в Китай до 10 млрд кубометров в год. Это потребует дальнейшего развития газотранспортной инфраструктуры, модернизации и расширения пропускной способности действующих газопроводов. В связи с чем принято решение поэтапно увеличить мощность двух ниток «А» и «В» магистрального газопровода «Казахстан-Китай» к концу 2019 года.Для расширения транспортировки по казахстанской территории намечены планы по увеличению мощности газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент» за счет строительства новых компрессорных станций и модернизации действующих.
Таким образом, «КазТрансГаз» стал на сегодняшний день важнейшим и технологически самым мощным оператором газовых потоков в Средней и Центральной Азии. Это самая быстрорастущая газовая компания СНГ, из года в год наращивающая объемы транзита среднеазиатского газа и экспорта собственного в направлении России и Китая. Казахстан, в отличие от других стран постсоветского пространства, не просто эксплуатирует то, что досталось по наследству от СССР, но и активно добавляет к этому запасу прочности новые мощности и модернизирует старые, используя инновационные технологии, позволяющие осуществлять диверсификацию маршрутов.
Это позволяет казахстанской газовой отрасли претендовать на роль «драйвера» всей нефтегазовой промышленности региона. «Группа компаний «КазТрансГаз» резко увеличила объем прокачки газа по магистральным трубопроводам, экспорт казахстанского газа, международный транзит и собственную добычу. Такой отраслевой подход обеспечивает Казахстану статус самой диверсифицированной в экспорте газа державы в Центральной Азии, – подчеркивает российский эксперт Игорь Ивахненко. – Республика Казахстан сегодня отправляет газ в Китай, Киргизию, в Россию, а через нее – в европейские страны, выступая не сырьевым источником, но продавцом товарных объемов. Благодаря росту доходов от экспорта и международного транзита, КТГ дотирует стоимость поставок «голубого топлива» на внутренний рынок по цене ниже себестоимости. Такая стратегия делает АО «КазТрансГаз» не только успешной в коммерческом смысле корпорацией, но еще и важным участником экономического и социального развития Казахстана».

Аксиомой является, что в стремительно меняющемся современном мире должна меняться и любая крупная компания: внедрять новые, передовые технологии, новые стандарты бизнес-процессов, оптимизировать структуру управления. Если она не хочет остаться в аутсайдерах отрасли.
В «КазТрансГазе» это осознали давно, и топ-менеджмент ведет планомерную работу по трансформации нацкомпании в компактную и высокоэффективную Группу компаний, базирующуюся на «трех китах»: добыче, транспортировке и реализации газа. Причем бизнес-процессы по каждому направлению теперь четко структурированы и отданы на исполнение преобразованным дочерним предприятиям. Если раньше транспортировкой газа занимались сразу несколько «дочек» КТГ, то в рамках программы трансформации создан единый оператор по эксплуатации и обслуживанию магистральных газопроводов и газораспределительных сетей на базе АО «Интергаз Центральная Азия». До передачи этих функций ИЦА занималось только эксплуатацией и обслуживанием магистральных и транзитных газопроводов, теперь компании в эксплуатацию передана еще и вся газораспределительная сеть, идущая от этих магистральных газопроводов до конечного потребителя во всех городах и населенных пунктах страны.
В свою очередь, АО «КазТрансГаз Аймак» полностью сконцентрировано теперь на розничной реализации товарного газа на внутреннем рынке и работе непосредственно с потребителями. Компания больше не занимает транспортировкой газа и содержанием распределительных сетей. Задачей «КазТрансГаз Аймак» стала реализация инвестиционных программ по газификации регионов и модернизации сетей газоснабжения. А вновь построенные газопроводы будут передаваться для эксплуатации в «Интергаз Центральная Азия».
Работу по наращиванию ресурсной базы, разведке и добыче газа продолжит ТОО «Амангельды Газ», осваивающее Амангельдинскую группу газовых месторождений в Жамбылской области.
Четкое разделение производственных функций привело к созданию единого оператора по сервисному обслуживанию дочерних компаний и филиалов «КазТрансГаза». Так, в процессе разработки Дорожной карты по трансформации проводился подробный анализ использования спецтехники и автотранспорта. Он показал, что техника, находящаяся в филиалах и подразделениях, не используется в ежедневном режиме на 100%, а в некоторых случаях этот показатель даже ниже 25%. То есть, каждая дочерняя компания, в каждом регионе содержала собственный парк автотранспорта и спецтехники. При этом, например, подъемный кран или экскаватор после выполненного объема работ могли простаивать, пока не понадобятся снова. В это же время, другому филиалу требуются те же кран и экскаватор, их приобретают и ставят на баланс, а после того, как работа сделана, они также простаивают. Это приводило к тому, что имеющийся технический потенциал не работал на полную мощность. Поэтому было принято решение определить компанию, которая станет управлять всем автомобильным парком и спецтехникой. Теперь, обратившись к оператору по сервисному обслуживанию с заявкой, можно получить необходимую технику на нужное время и нужный объем работ.
Кроме того, для учета и контроля использования имеющейся техники, на ней установлены GPS-трекеры, что исключает ее нецелевое использование. Это позволило: во-первых, оптимизировать количество автотранспорта, во-вторых, сократить расходы на его содержание, в-третьих, обновить парк автотехники сервисной компании, избавиться от старой, а «КазТрансГазу» – сосредоточиться на основных видах своей деятельности. К тому же реализация излишней техники принесла компании дополнительную выручку, которая направляется на реализацию инвестиционных программ.
Ранее такая работа была проведена в АО «КазТрансГаз Аймак», что позволило значительно сократить пробег автотранспорта, в разы сократилось потребление горюче-смазочных материалов, запчастей, уменьшился фонд заработной платы. В итоге экономия составила миллиарды тенге. К тому же сервисная компания может на платной основе оказывать сервисные услуги сторонним организациям, что позволяет получать дополнительный доход.
Масштабные структурные изменения произошли в головной холдинговой компании. В итоге в АО «КазТрансГаз» создана оптимальная структура административно-управленческого персонала на основе вертикально интегрированной схемы, единой для всей компании. Весь центральный аппарат группы компаний КТГ и дочерних предприятий передислоцирован в одно офисное здание в Астане, что дало значительную экономию за счет многократного сокращения и удешевления затрат на обслуживание и ремонт офисов, содержание административно-хозяйственной службы, канцелярии, охраны, паркинга и автостоянки. Для всех предприятий группы создан один IT-отдел с общим сервером, IP-телефония, оборудованы специальные залы для переговоров и видеоконференций.
Кроме этого, если раньше региональные представительства дочерних предприятий находились в разных офисах, арендовали, покупали административные здания, тратили средства на их обслуживание, то в рамках трансформации, все они также размещаются в одном офисе. Теперь в регионах осталось по одному филиалу и по одному аппарату управления. Создан единый центральный аппарат, размещенный в одной точке, что привело к тому, что все производственные расходы сократились, как минимум, в два раза. Это дает еще большую мобильность, повышает эффективность работы, упрощает взаимодействие. Высвободившиеся здания и помещения продаются либо сдаются в аренду, вырученные деньги направляются на газификацию и модернизацию газораспределительной системы. Аналогичным образом проводится объединение складских ресурсов.
Серьезным подспорьем в реализации программы трансформации стала цифровизация бизнес-процессов, внедряемая в рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан», являющейся ключевым стержнем Третьей модернизации, курс на которую провозгласил в своем ежегодном Послании народу Казахстана Президент Н.А.Назарбаев. Во всех подразделениях группы компаний «КазТрансГаз», вплоть до районных газовых участков, установлены программы для видеоконференций и IP-телефония. Это позволяет оперативно взаимодействовать в режиме реального времени, а значит, отпадает необходимость в затратах на командировки и междугородние переговоры. Чтобы провести совещание, не нужно приезжать в Астану, и, наоборот, из центра выезжать в регионы. Это дает как многомиллионную экономию денежных ресурсов, так и многочасовую экономию рабочего времени.
Благодаря современным технологиям и системе диспетчеризации, появилась техническая возможность, находясь в Астане, в головном офисе КТГ, в режиме реального времени наблюдать за трассой магистрального газопровода, газораспределительной системой и работой всей группы компаний в любой точке страны. А если возникает проблема, намного проще организовать «мозговой штурм» специалистов и «в прямом эфире» дать рекомендации по ее решению.

АО «КазТрансГаз» и компания Beeline подписали в марте текущего года меморандум о внедрении в газовой отрасли новой технологии передачи данных. Проект предполагает установку у потребителей инновационного оборудования нового поколения, так называемых «умных счетчиков». Теперь в городах, где будут установлены приборы с дистанционным снятием показаний, контролерам не нужно будет ходить по домовладениям. Благодаря современным технологиям, будет проще отслеживать начисление и расход газа, все данные будут фиксироваться электронной системой, которая исключает человеческий фактор. Кроме этого, очень важная функция «умных счетчиков» направлена на сохранение безопасности эксплуатации. В случае возникновения аварийной ситуации, датчик зафиксирует изменения и оперативно передаст данные управляющей компании.
Еще одним инновационным новшеством в отрасли стало внедрение так называемых «электронных маркеров», предназначенныхдля идентификации подземных коммуникаций и создания геоинформационной системы.
В целом комплекс состоит из трех основных компонентов: электронного интеллектуального маркера, маркероискателя и программного обеспечения. Такая технология позволяет оперативно получить информацию о прокладке новых коммуникаций и с точностью до 5 см находить другие подземные инженерные сети. Электронные интеллектуальные маркеры будут закладываться в грунт рядом с инженерными коммуникациями в процессе их строительства или при проведении реконструкции, аварийно-восстановительных работ. При закладке маркеров, с помощью локатора, на них записывается информация о коммуникациях, которая автоматически поступает в программный комплекс, где параллельно создается электронная карта сетей. Использование маркеров дает возможность увидеть коммуникации на электронной карте, быстро получить информацию об узлах сети, снизить эксплуатационные расходы за счет точечных раскопок и абсолютной идентификации. Такие маркеры не требует подзарядки, срок их службы превышает 30 лет.
У национального оператора хорошие перспективы экономического роста. Причем так считают не только местные аналитики, но и эксперты ведущих мировых рейтинговых агентств. 13 июля текущего года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной и национальной валюте АО «КазТрансГаз» и 100-процентных дочерних компаний – АО «Интергаз Центральная Азия» и АО «КазТрансГаз Аймак» – в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-». Прогноз по рейтингам – «стабильный». «КТГ занимает доминирующую позицию в сегменте транспортировки и распределения газа в Казахстане», – подчеркивается в сообщении Fitch.
Агентство считает, что «КазТрансГаз» продолжит генерировать существенный операционный денежный поток и поддерживать умеренный леверидж.КТГ начала экспортировать газ в Китай в октябре 2017 года и должна поставить почти 5 млрд кубометров газа в 2018 году. Существующий договор заключен на один год, но Fitch полагает, что Китай продлит договор. КТГ и Китай рассматривают также возможность увеличения экспорта газа до 10 млрд кубометров, что потребует расширения существующей инфраструктуры. Кроме того, КТГ поставляет около 4 млрд кубометров газа в Россию и соседние центральноазиатские страны ежегодно.
Однако в агентстве Fitch Ratings прямо признают, что рейтинг КТГ может быть повышен, в случае если будет повышен рейтинг материнской компании – «КазМунайГаз». И, в свою очередь, рейтинг КТГ может быть понижен, если будет понижен рейтинг КМГ. В этой связи, принимая во внимание устойчивый экономический рост национального оператора, стратегическое значение «КазТрансГаза» в реализации проекта газификации Астаны, независимые аналитики задаются вопросом необходимости наделения «КазТрансГаза» статусом самостоятельной национальной газовой компании. Пример – перед глазами, у наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу – российского ПАО «Газпром».
«Превращение «КазТрансГаза» в самостоятельную компанию, которая полностью занималась бы вопросами всей газовой сферы: от добычи и транспортировки газа до международного транзита и экспорта, является интересной идеей, – считает казахстанский политолог Досым Сатпаев. – Взять хотя бы тот факт, что с точки зрения финансово-экономических показателей, КТГ выглядит более привлекательно, чем ее материнская компания «КазМунайГаз». По официальной информации, за 7 месяцев текущего года компания «КазТрансГаз» получила консолидированную чистую прибыль в размере 83,2 млрд тенге, что выше аналогичного периода прошлого года на 39 млрд тенге, или на 88 процентов. То есть возникает эффект «падающего альпиниста», когда КМГ со своими проблемами тянет за собой и те свои дочерние компании, которые демонстрируют более лучшие финансовые результаты. В результате даже международные рейтинговые агентства не могут устанавливать рейтинги КТГ выше, чем у ее материнской компании. И с точки зрения простой логики государству, возможно, более выгодно было бы не держать все яйца в одной корзине, даже если в этом заинтересована сама корзина, – убежден аналитик Досым Сатпаев.
