Нефтяные генералы
Тенгизский проект стал успешным брендом Казахстана
На вопросы Petroleumотвечает Борис Чердабаев, известный нефтяник, автор книги «Тенгиз – нефтяной гигант. Летопись успеха»
В этом году нефтяная отрасль Казахстана отмечает знаменательную дату – 25-летие компании «Тенгизшевройл». Четверть века назад, 6 апреля 1993 года, было заключено историческое соглашение с транснациональной корпорацией «Шеврон» о совместной разработке гигантского нефтяного месторождения Тенгиз, известное как «контракт века».
В честь этого события Общественным фондом «Алдонгар» была издана книга «Тенгиз – нефтяной гигант. Летопись успеха» об истории открытия и освоения тенгизского месторождения. Автор книги – Борис Чердабаев – известный нефтяник, один из участников открытия месторождения Тенгиз, представитель нефтяной династии Чердабаевых, общий трудовой стаж которой в нефтегазовой отрасли составляет более 1000 лет. Многие годы он участвовал в руководстве крупнейшими в стране нефтяными проектами, в том числе СП «Тенгизшевройл» и национальной нефтяной компанией «КазахОйл». Борис Тажгариевич первым в истории Казахстана вывел основанную с его участием частную компанию «BMB Munai, Inc.» со 100%-ным казахстанским менеджментом на американский фондовый рынок (AMEX) в 2006 году. За профессиональный вклад в нефтяную отрасль Казахстана, а также активную общественную деятельность был награжден орденом «Курмет», званием «Почетный разведчик недр Республики Казахстан», золотым орденом «Меценат столетия» (Россия).
– Борис Тажгариевич, во-первых, поздравляем вас с выходом книги! И сразу самый главный вопрос: что сподвигло вас написать книгу о Тенгизском месторождении?
– Спасибо! Тенгиз – уникальное месторождение. Для меня, как для профессионального нефтяника, это месторождение значит очень много. Я родился в нефтяном поселке Косчагил рядом с Карашунгулом, где в 1899 году забил первый фонтан казахстанской нефти, вырос в поселке Доссор, где было открыто первое промышленное месторождение нефти на Эмбе. Карьеру нефтяника начал на полуострове Мангистау, месторождении Узень в 1970 году с должности помощника оператора добычи нефти. Я был свидетелем открытия Тенгиза почти 40 лет назад. Это было поистине событием мирового масштаба.
Мой трудовой путь провел меня через множество крупных нефтегазовых проектов Казахстана, таких как Карачаганак, Узень и другие, но месторождение Тенгиз занимает особое место в моей биографии. Я участвовал в непосредственном руководстве совместным предприятием «Тенгизшевройл» в качестве директора с казахстанской стороны, а также ранее принимал активное участие в совместной работе по Тенгизскому проекту на посту вице-президента национальной нефтяной компании. Так что Тенгиз для меня – это, если хотите, личная история.
За все годы с момента открытия, это месторождение стало настоящей визитной карточкой Казахстана на международной арене, успешным брендом нашей страны – высококачественная нефть казахстанской марки «TengizLight» очень высоко ценится на западных рынках. Можно смело сказать, что тенгизский проект стал «окном», через которое мировое сообщество увидело нашу страну, смогло оценить масштаб и значение ее природных богатств. Однако за все эти годы история Тенгизского месторождения, на мой взгляд, практически не была описана с точки зрения уникальности его роли и значения для Казахстана и в целом для мировой нефтегазовой индустрии. Поэтому несколько лет назад я решил внести свой посильный вклад в описание истории освоения и значения этого месторождения не только для работников нефтяной отрасли, но и для всех тех читателей, которым интересна тема истории казахстанской нефти в свете мировой экономики и геополитики.
– Вы выбрали необычную концепцию для подачи этой истории в своей книге – так называемый мировой контекст. Расскажите поподробнее об этом…
– Я убежден, что Тенгиз – месторождение не локального, а мирового масштаба. Как известно, Тенгиз входит в 30-ку крупнейших нефтяных месторождений мира, на которые приходится 85% всей добываемой сегодня нефти. Месторождение характеризуется гигантскими объемами запасов углеводородов в его недрах, глубиной их залегания, сложностью геологического строения резервуара, химическим составом нефти, аномально высоким пластовым давлением. Но это лишь одна сторона медали. Следует учитывать также экономическое и политическое значение тенгизской нефти, которое выходит далеко за пределы Казахстана. Поэтому я решил рассмотреть Тенгиз в глобальном контексте, т.е. в сравнении с другими сопоставимыми по объемам запасов гигантскими месторождениями и нефтедобывающими регионами планеты.
В книге представлена дюжина самых больших нефтедобывающих регионов планеты, где когда-либо были открыты крупнейшие залежи углеводородов, изучено позитивное либо негативное влияние нефтяных богатств на экономическую и политическую состоятельность стран-нефтепроизводителей, и на их фоне рассмотрен уникальный опыт Казахстана в успешной разработке Тенгиза, освоении своих нефтяных богатств в целом и грамотной инвестиционной политики. Мировой опыт показывает, что углеводородные богатства нередко становятся яблоком раздора, причиной политических противостояний и дестабилизации социально-экономического положения в стране. Но Казахстан на примере Тенгизского проекта показал, как можно мудро распорядиться своими ресурсами.
История Тенгиза в сравнении со многими другими нефтяными гигантами мира достаточно коротка – его открыли в 1979 году. Причины этого вполне объективны и связаны со сложной геологией месторождения – оно является самым глубоко залегающим из всех крупнейших нефтяных месторождений планеты, открытых в XXвеке, достигая 5 км в глубину. Оно как бы ждало своего звездного часа, пока технологии и методы нефтеразведки и бурения не достигли того уровня развития, который бы позволил человеку достичь новых глубин в поисках «черного золота». В ряду мировых нефтяных гигантов Тенгиз занимает свое достойное место, и опыт разработки этого уникального месторождения заслуживает глубокого изучения именно в мировом контексте.
– Поделитесь своими самыми яркими воспоминаниями о месторождении Тенгиз.
– Первое, что всплыло в памяти, это та самая первая скважина на Тенгизе, давшая нефть – скважина №1. Я тогда был на месторождении, своими глазами видел фонтан, ощущал эти эмоции вместе с ребятами, работавшими на устье, из волгоградской буровой компании. Это всегда очень приятные чувства, когда скважина, которую буришь, дает нефть, подтверждает продуктивность. Такой яркий результат тяжелейшей работы на промысле, который вдохновляет, заряжает, и ты на мгновение забываешь, через какие сложности приходилось идти к этому моменту. Это, по-своему, победа над стихией. Тем не менее, я думаю, мы еще не до конца осознавали весь масштаб и историческое значение того фонтана на первой скважине. Это осознание придет позже, когда месторождение проявит себя в полной мере.
Второе, что запомнилось о Тенгизе – это непосредственно работа в составе руководства компании «Тенгизшевройл». Я всегда с теплом вспоминаю те годы, наверное, потому что тогда в руководстве предприятия собралась прекрасная международная команда: Том Уинтертон, Ройс Эллиот, Якуб Нугманов, Жумагельды Елюбаев, Джим Оуэн, Жиенбет Аристамбаев, Мария Каражигитова, Норман Хансен, Брайан Олсен, Ажигали Алимаканов и многие другие. К слову, я и сейчас поддерживаю со всеми ними теплые отношения. Вместе мы очень многое сделали для ТШО в те годы: запустили прорывные проекты мирового уровня – завод второго поколения и установку закачки сырого газа обратно в пласт, удвоившие объемы добычи нефти, значительно улучшили кадровую политику компании, увеличив количество отечественных специалистов в штате, усилили казахстанское содержание в товарах и услугах.
Отдельно хочется отметить работу, проведенную нами по пересчету и утверждению запасов месторождения, разработке и утверждению технологической схемы и проекта обустройства, которые заложили основу сегодняшнего успеха в разработке месторождения Тенгиз.
Конечно, помню, как закладывали первый камень в строительство нового офиса ТШО в Атырау. В общем, есть, что вспомнить.