Нефтегазовый сервис
Стоит ли нефтесервису бояться ВТО?

Что станет с более чем 100 мерами поддержки отечественных товаропроизводителей и местного содержания, прописанными в ряде нормативно-правовых документов Казахстана, после того как 1 января 2021 года завершится переходный период, и мы станем полноценными участниками глобального рынка, в рамках соглашений ВТО? Совет по развитию стратегических партнёрств в нефтегазовой отрасли, созданный при участии Ассоциации «Kazenergy» и НПП «Атамекен» попросил ответить на этот вопрос партнёра юридической компании «DASCO Counsulting Group» Миру Досову. Более 15 лет она специализируется на предоставлении юридических услуг по вопросам международных инвестиций, корпоративного права, коммерческого права, недропользования, строительства, включая реализацию инновационных и индустриальных проектов. Главное задачей Миры Досовой было разъяснить правовые ограничения и возможности отечественного бизнеса в новых условиях.
Местное содержание: ВТО v. Кодекс о недрах
Чем ближе приближается 2021 год, тем обострённее в бизнес-кругах обсуждается обеспокоенность казахстанских производителей товаров, работ и услуг (ТРУ) ограничением в будущем доступа к заказчикам-недропользователям. Казахстанский бизнес окажется в более жёсткой конкурентной среде с и без того ныне дышащими в спину соперниками со всего мира.
Попробуем разобраться и выяснить, что же в правовом поле представляют собой нормы ВТО с точки зрения того, как они отражаются в вопросах местного содержания в закупках ТРУ недропользователей[1]. Так, в этом ключе всем хорошо известны следующие основные положения недавно вступившего в силу Кодекса «О недрах и недропользовании» Республики Казахстан от 27.12.17 г. №125-VI (далее – Кодекс о недрах)[2]:
- доля местного содержания в работах и услугах, приобретаемых для проведения операций по недропользованию, устанавливаемая в условиях контрактов на недропользование, лицензий на добычу твёрдых полезных ископаемых, должна составлять не менее 50% от общего объёма приобретённых работ и услуг в течение календарного года;
- контракты на недропользование и лицензии на добычу твёрдых полезных ископаемых должны содержать обязательства по доле местного содержания в работах и услугах (в размере, установленном в соответствии с требованиями законодательства)[3];
- извещение о проведении аукциона на предоставление права недропользования по углеводородам должно содержать минимальные обязательства по местному содержанию в работах, услугах и кадрах;
- за нарушение обязательства по обеспечению минимальной доли местного содержания в работах и услугах, используемых при проведении операций по добыче твёрдых полезных ископаемых, взыскивается неустойка в размере 30% от стоимости работ и услуг, относящихся к неисполненному объёму обязательств. Уплата неустойки за нарушение обязательства прекращает основное обязательство, исполнение которого предусмотрено в соответствующем календарном году;
- по контрактам на недропользование, заключённым до 1 января 2015 года, при осуществлении закупок товаров при проведении операций по недропользованию, организатор конкурса в процессе определения победителя условно уменьшает цену конкурсной заявки участников конкурса - казахстанских производителей товаров на 20%. Данное положение применяется до истечения срока действия указанных контрактов или до 1 января 2021 года, в зависимости от того, что наступит раньше;
- порядок приобретения товаров, работ и услуг недропользователями и их подрядчиками, осуществляющими свою деятельность в рамках соглашений (контрактов) о разделе продукции (СРП), утверждённых правительством Республики Казахстан, либо в рамках контракта на недропользование, утверждённого Президентом Республики Казахстан[4], определяется процедурами, установленными в соответствии с такими соглашениями (контрактами). При этом такой порядок должен обеспечивать: 1) выполнение утверждённых программ развития местных поставщиков товаров, работ и услуг; 2) предоставление всем потенциальным поставщикам товаров, работ и услуг полных и справедливых возможностей для участия в конкурсе на приобретение товаров, работ и услуг; 3) применение объективных критериев предварительного отбора потенциальных поставщиков товаров, работ и услуг.
Предполагается, что в контракты, заключённые до 1 января 2015 года (кроме СРП и контракта ТШО, как предусмотрено статьей 278 (30) Кодекса о недрах), необходимо внести изменения об исключении обязательств по местному содержанию в товарах и заменить их мерами, совместимыми с нормами ВТО, или такие требования утратят силу с 1 января 2021 года.