Итоги года
Основные тренды нефтяного года
В начале нового года журнал Petroleum предлагает вспомнить наиболее значимые события ушедшего, 2018-го.

Цена взлетела и рухнула
Первые три квартала 2018 года прошли под знаком уверенного роста нефтяных котировок. Стартовав с $68,89 за баррель, стоимость нефти марки «Брент» достигла своего пика 2 октября – $85, превысив тем самым максимум 2014 года. Казалось, что знаковый рубеж в $100 – уже не за горами, что добавило оптимизма хозяевам высоких кабинетов в астанинской Ак орде и штаб-квартире «КазМунайГаза».
Эксперты говорили о целом комплексе причин, толкавших цены вверх. Это и повышение глобального спроса на нефть: по оценкам Международного энергетического агентства, в 2018 году он вырос на 1,3%. И ожидаемое сокращение экспорта нефти Ираном, против которого США вновь ввели санкции. И соглашение об ограничении добычи странами ОПЕК+, которого практически все его участники всё-таки придерживались.
Однако следом за стабильным ростом начался резкий спад, и цены в течение каких-то полутора месяцев обвалились в среднем на 28%, обновив исторический минимум 2018 года.
Год закрылся 31 декабря ценой в $53,8 за баррель марки «Брент». Президент США Дональд Трамп назвал ценовое ралли ноября-декабря хорошей тенденцией и поблагодарил за это власти Саудовской Аравии. «Цены на нефть снижаются. Шикарно! Какое большое снижение налогов для Америки и для мира. Наслаждайтесь! 54 доллара, а было 82 доллара», – написал он на своей странице в твиттере. «Спасибо Саудовской Аравии, но давайте опускаться ниже», – добавил он.
Однако не всегда то, что хорошо для Соединенных Штатов – хорошо для Казахстана. Буквально в октябре 2018 года мажилис парламента уточнил республиканский бюджет на 2018-2020 годы, свёрстанный из расчёта среднегодовой цены на нефть в $60 за баррель. По итогам прошлого года, по данным терминала Bloomberg, средняя цена по году составила $69,8 (в 2017-м эта цифра составляла $53,8). Что год грядущий нам готовит?
Снижение налогового бремени для недропользователей
Новый Налоговый кодекс, вступивший в силу с 1 января 2018 года, в числе прочих новаций, значительно улучшил фискальный режим для недропользователей. Низкие цены на нефть, господствовавшие два предыдущих года, привели к тому, что инвесторы «заморозили» новые вложения в нефтегазовую отрасль, и прежде всего, в геологоразведку. Что грозило резким падением объёмов добычи нефти и газа в ближайшие годы. Практически остановились работы по поиску углеводородов на шельфе Каспийского моря.
Новый Налоговый кодекс отменил такие виды налогов на недропользователей, как бонус коммерческого обнаружения, налог на сверхприбыль для горнорудного сектора, платёж по возмещению исторических затрат для недропользователей. Кроме того, был введён так называемый альтернативный налог на недропользование. Выбирая такой вид налога, инвестор может осуществлять спецплатежи в бюджет лишь в том случае, если геологоразведка увенчается успехом и приведёт к открытию нового месторождения. То есть налоговая нагрузка переносится на момент получения дохода, тем самым стимулируя недропользователей увеличивать размер инвестиций.
Также в качестве дополнительных стимулов были внесены поправки в механизм исчисления корпоративного подоходного налога для недропользователей. При экспорте нефти, если на дату реализации мировая цена ниже производственной себестоимости, доход, согласно нормам Налогового кодекса, будет определяться по фактической цене реализации.
Нововведения были сразу же положительно оценены инвесторами. В Казахстане «изменилось законодательство. То, что мы постоянно вместе с нашими с коллегами из Казахстана продвигали, – заявил президент российской компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов. – Законодательство позволяет иметь хорошую норму рентабельности на сложно построенных месторождениях. Это Каспий и это глубокие месторождения. Мы знаем хорошо геологию Каспия, наши геологи рассчитывают на открытия. В целом территориальные воды Казахстана перспективны для геологоразведки, поэтому заинтересованы там принять участие».
Позже стало известно, что «ЛУКОЙЛ» будет инвестировать в геологоразведку на блоках «Женис» и «I-P-2», расположенных в казахстанском секторе Каспийского шельфа. 1 декабря главы КМГ и «ЛУКОЙЛа» Алик Айдарбаев и Вагит Алекперов подписали соглашение о совместной деятельности и соглашение о финансировании по проекту «Женис», что позволяет обратиться в минэнерго за заключением контракта на разведку и добычу.
В это же время министерство энергетики Казахстана и компании-акционеры Северо-Каспийского консорциума подписали соглашение, в соответствии с которым они приступают к освоению ещё одного шельфового месторождения – Каламкас-море.