Политика
Транзит. Начало

19 марта 2019 года началась новая эпоха в истории независимого Казахстана. В 19-00 часов в эфире национальных телеканалов первый президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев объявил о своей отставке. Озвучив решение о сложении полномочий, Назарбаев сообщил, что он остаётся главой Совета Безопасности РК, членом Конституционного совета РК, председателем партии «Нур-Отан» и Ассамблеи народа Казахстана, а также обладателем статуса Елбасы-Лидера нации. Согласно преемственности власти в стране, сообщил он, в случае досрочного прекращения полномочий действующего президента его полномочия переходят к председателю сената до окончания выборного срока. На следующий день спикер сената Касым-Жомарт Токаев принёс присягу в качестве президента. Новым председателем сената избрана Дарига Назарбаева. О том, что всёэто значит и кто будет ключевыми игроками в ближайшее время, свой прогноз для Petroleumдаёт политолог, основатель и автор самого популярного политического телеграм-канала «Kaliyev сhannel» кандидат политических наук Талгат КАЛИЕВ.

Часть первая: сценарии и участники
Транзит не завершился. Он только стартовал. Его продолжительность зависит как от плана и настроений его автора и главного действующего лица – Нурсултана Назарбаева, так и от поведения ключевых акторов и ряда субъективных факторов.
Фигуры. Становится очевидным вовлечённость в процесс официально возглавившего страну Касым-Жомарта Токаева, ставшей вторым лицом в государстве Дариги Назарбаевой, получившего накануне смены Верховного главнокомандующего генеральские погоны председателя Комитета национальной безопасности Карима Масимова и назначенного непосредственно в преддверии транзита премьер-министра Аскара Мамина. Персоне Нурлана Нигматулина в этот период не было уделено никакого заметного внимания, что интуитивно позволяет его вывести за круг распорядителей транзита и ключевых акционеров власти. Однако это обстоятельство не лишает его субъектности и не исключает из числа политических акторов. Но об этом позже.
Роль и функциональные возможности каждого из персонажей не равновесны. Более того, в сложившихся условиях неизбежно развитие естественной конкуренции между участниками процесса, обусловленной стремлением каждого к обеспечению жизненного пространства и наступлением более активных партнёров. Это первый и наиболее типичный фактор, преследующий коллективные властные конструкции и чаще всего приводящий к их разрушению. Тем более, что акторы объединены не добровольной волей, а отобраны верховным арбитром в лице перешедшего в статус Лидера нации Нурсултана Назарбаева. Это является первым риском конструкции.
Судя по выбранному сценарию передачи верховной власти, он носит незавершённый характер и предусматривает вариативность ключевых параметров и дальнейшего алгоритма – от технических вопросов, касающихся календарных и процедурных тонкостей, до концептуальных, затрагивающих судьбы непосредственных участников процесса. Это позволяет прогнозировать развёртывание конфликтов внутри системы уже в краткосрочной перспективе, целью которых будет вытеснение отдельных участников с последующей реконфигурацией сил в пользу инициатора конфликта. Выражаясь простыми словами, активные участники будут стремиться найти «слабое звено» и заменить его другим равнозначным, но собственным ставленником. Данный процесс будет сопровождаться апеллированием к автору конструкции, принуждая его к корректировке сценария.
Одновременно с этим, сам Назарбаев будет осуществлять тестирование эффективности выбранных персонажей, оценивая их по таким взаимоисключающим качествам, как самостоятельность, инициативность и политическая воля, с одной стороны, и дипломатичность, склонность к компромиссам и умение учитывать мнения остальных интересантов, с другой. Поскольку сам щедро наделён от природы всеми этими качествами и сумел развить их в ходе богатого жизненного пути.
Исходя из этого, очевидно, что сегодня главными претендентами на занятие президентского поста выступают Касым-Жомарт Токаев и Дарига Назарбаева. Именно в данной последовательности. В качестве резервных вариантов можно рассматривать Самата Абиша, Карима Масимова и в наименьшей степени – Аскара Мамина. Это кандидаты первого круга, за пределами которого также находятся резервные фигуры.
Все детали инициированного транзита – от персон до выбранной даты старта – свидетельствует об адекватной оценке Нурсултаном Назарбаевым всех этих рисков. Реализация первого этапа в канун всеобщего праздника Наурыз и длительных выходных позволяет избежать чрезмерно бурной реакции и обеспечить населению возможность к новым будням воспринять случившееся более осмысленно и без эмоциональной окраски. Именно первая оценка закреплённой после праздников реакции должна будет стать основанием для выбора дальнейшего сценария.
Часть вторая: участники и кандидаты

Касым-Жомарт Токаев
На первый взгляд, он ближе всех находится к президентскому креслу, поскольку занимает его в текущий момент в качестве не избранного, но назначенного президента. Этого достаточно не только, чтобы почувствовать вкус власти, но и укрепить позиции, нарастив влияние в органах государственного управления, наладить отношения с бизнес-средой и финансовыми группами, заручиться поддержкой зарубежных кругов, а при эффективной работе – и завоевать популярность среди населения. Все эти задачи достижимы в относительно короткий период.
Препятствием является лишь предусмотренный п.2 ст.41 Конституции РК ценз, четко ограничивающий, что президентом Казахстана может быть избрано лицо, проживающее на территории страны последние 15 лет. В то время как Токаев с марта 2011 по октябрь 2013 года проживал в Женеве в статусе заместителя Генерального секретаря ООН. То есть, проживает он в стране лишь неполные 6 лет.
Очевидно, что при отсутствии соответствующих изменений в Конституции шансы Токаева попасть в избирательный бюллетень сводятся к минимуму. Однако это не означает, что в определённый момент Елбасы или депутаты парламента не инициируют соответствующие поправки в Конституцию, тем самым скорректировав норму, препятствующую Касым-Жомарту Кемелевичу быть зарегистрированным в качестве кандидата в президенты. Но до этих пор можно не рассматривать данную фигуру в круге потенциальных участников предвыборной гонки.
Следуя данной логике, можно предположить, что нынешнему назначенному президенту изначально отведена переходная роль, с целью обеспечения безболезненности и процедурной чистоты многоступенчатого транзитного процесса. В этом формате наличие вышеприведённой нормы является исчерпывающей гарантией его неучастия в следующих выборах и, соответственно, полного соблюдения кулуарных договорённостей.
Это же служит иммунитетом для Токаева от потенциальных атак партнёров по транзитной конструкции и претендентов на президентский пост, поскольку в текущих условиях он не является конкурентом по определению.