Эксклюзив
«Эни» и Казахстан: партнерство, устремленное в будущее

На вопросы журнала Petroleum отвечает Лука Виньяти, исполнительный вице-президент «Эни» по Центрально-Азиатскому региону
– Какое место занимает регион Центральной Азии и Казахстана в глобальном бизнесе «Эни»?
– Казахстан и «Эни» уже много лет работают в дуэте в энергетической отрасли. Наши отношения начались со времен становления Республики, и сегодня уже невозможно говорить об одной из сторон, не упоминая другую. Компания «Эни» пришла в республику в 1992 году, и у нас сложились крепкие долгосрочные отношения с Казахстаном. Казахстан входит в первую пятерку стран нефтегазового портфеля «Эни». Эта позиция говорит сама за себя. «Эни» является со-оператором Карачаганакского месторождения и партнером в Соглашении о разделе продукции по Северному Каспию (СРП СК).
В настоящее время мы ведем разведку на блоках Исатай и Абай через «Исатай Оперейтинг Компани», совместное предприятие, в котором КМГ и «Эни» являются равными партнерами. В этом смысле «Исатай Оперейтинг Компани» стала первопроходцем, поскольку она является первым совместным предприятием-оператором сразу на двух участках в Казахстане.

Кроме того, мы расширяем свою деятельность через развитие возобновляемых источников энергии. В этой части, нашим первым шагом в Казахстане является строительство ветровой электростанции мощностью 48 МВт возле поселка Бадамша в Актюбинской области. Cтроительство и эксплуатация данной ветровой электростанции является первым в мире проектом «Эни» в этой сфере. Эта инициатива является результатом соглашения, подписанного в июне 2017 года между «Эни», General Electric и Министерством энергетики Республики Казахстан в области совместной разработки и реализации проектов использования возобновляемых источников энергии в Казахстане. Планируется, что проект, который в настоящее время находится на завершающем этапе проектирования, будет запущен к концу этого года.
Таким образом, Казахстан играет ключевую роль в сфере деятельности «Эни», и мы уверены, что присутствие нашей компании в Казахстане обеспечивает значимый вклад в экономику страны и благосостояние ее населения.
Что касается деятельности компании в Центрально-азиатском регионе, «Эни» ведет активную работу в Туркменистане и Пакистане. В Туркменистане основной акцент деятельности направлен на оптимизацию добычи, с бурением и капитальным ремонтом большого числа скважин. Ввод в эксплуатацию третьей буровой установки, принадлежащей «ТуркменНефть», позволил увеличить объем работ по оптимизации добычи и сделать вклад в развитие местного содержания. Крайне сложная структура месторождения (наличие нескольких горизонтов и раздробленность структуры) требует сложной геосейсмической реконструкции и бурения значительного числа скважин, а также повторного заканчивания скважин.
«Эни» осуществляет активную деятельность в Пакистане с 2000 года после приобретения British Borneo, а затем Lasmo. За последние 2 года в сферу деятельности по разведке и добыче добавились проекты, связанные с долгосрочными контрактами по производству сжиженного природного газа и строительством солнечных электростанций, которые находятся на стадии реализации на данный момент. В этом отношении, я с удовольствием отмечаю строительство крупнейшей в мире автономной солнечной электростанции мощностью 10 МВт, обеспечивающей электроэнергией действующее газовое месторождение Бхит.
«Эни» также владеет 2% доли участия в Каспийском трубопроводном консорциуме и 5% доли в трубопроводе «Баку-Тбилиси-Джейхан».

– Мы знаем о тесном партнерстве «Эни» с Союзом нефтесервисных компаний KAZSERVICE. Не могли бы Вы рассказать подробнее о деталях этого сотрудничества и о работе «Эни» по локализации казахстанских проектов?
– «Эни», как один из крупнейших инвесторов, поддерживает политику локализации товаров и услуг. Кроме того, мы считаем, что многие казахстанские компании (подрядчики и поставщики) приобрели большой опыт работы в сложных климатических условиях, характерных для Казахстана, благодаря сотрудничеству и партнерству последние десятилетия с ведущими международными нефтегазовыми компаниями. В этой связи, «Эни» сыграла важную роль в организации итальянско-казахстанской деловой встречи по стратегическому сотрудничеству «Интернационализация и местное содержание 2.0», которая прошла в городе Равенна в Италии, в рамках всемирно известной Средиземноморской выставки и конференции по оффшорным технологиям.
Встреча была организована в сотрудничестве с Confindustria (Федерацией работодателей Италии), Assomineraria (Ассоциацией нефтегазовой и горнодобывающей отраслей Италии), KazService, Атамекен и KazEnergy. Помимо этого, в штаб-квартире «Эни» был проведен семинар, в ходе которого были представлены и проанализированы основные международные проекты «Эни», порядок закупок и возможности партнерства, с целью развития местного содержания. Казахстанские и итальянские предприятия видят много возможностей по более эффективной совместной работе за счет объединения практического опыта и знаний.
Итальянские и казахстанские предприниматели получили важную информацию об экономически целесообразном производстве товаров, ежегодных объемах потребления и объемах, предлагаемых рынком. Мы ожидаем, что в рамках форума Kazakhstan Energy Week в сентябре 2019 года в городе Нур-Султан также будут проведены плодотворные обсуждения.

– «Эни» известна в мире как один из лидеров цифровизации энергетической отрасли. Расскажите, пожалуйста, об опыте компании в этой сфере. Что из этого опыта применимо в Республике Казахстан?
– Наша компания ведет свою деятельность в 67 странах, количество наших сотрудников насчитывает порядка 31 000 человек, и мы идем по пути цифровой трансформации уже несколько десятилетий: мы используем данные для геологических исследований и разрабатываем собственные алгоритмы еще с семидесятых годов.
Мы ввели в эксплуатацию промышленный суперкомпьютер HPC4 в центре обработки и хранения данных «Green Data Centre» в 2018 году. Это одна из самых мощных компьютерных систем в промышленном секторе. Суперкомпьютер «Эни» предназначен для оказания стратегической поддержки цифровой трансформации компании на протяжении всего производственного цикла создания добавленной стоимости, начиная с этапов разведки и добычи на нефтегазовых месторождениях и заканчивая управлением супер-массивом данных, получаемых во время операций всех производственных объектов группы (сектор апстрим, переработка и нефтехимия).
Мы реализуем более 150 проектов, которые охватывают весь производственный цикл: для каждого введенного в эксплуатацию производственного объекта мы создаем цифровую копию, что позволяет нам предвидеть и заранее контролировать свои операции, в целях обеспечения безопасности, целостности производства, достижения показателей и снижения эмиссий.
Для нас цифровая трансформация – это путь к постоянному повышению эффективности, который упрощает доступ к источникам энергии, обеспечивает безопасность наших производственных объектов и работников, улучшает наши экономические и производственные показатели и ускоряет рабочие процессы и принятие решений.
Наша цифровая трансформация охватывает всю бизнес-модель компании, включая работников, технологии и компетенцию, позволяя добиваться экстраординарных результатов: одним из примеров является «Зор», крупнейшее месторождение, открытое в Средиземном море, где целевой уровень добычи был получен на год раньше срока, предусмотренного в первоначальном плане освоения, всего по прошествии 27 месяцев после принятия окончательного инвестиционного решения.
В долгосрочной перспективе цифровая трансформация – это более обширный процесс развития, который будет способствовать дальнейшей интеграции процессов «Эни», а также еще большей способности к совмещению развивающихся цифровых компетенций с традиционными техническими умениями и навыками, оставляя компанию открытой для инноваций, в сотрудничестве с самыми передовыми технологическими стартапами, более оперативной в производственных процессах и все более привлекательной для молодых талантов.

– «Эни» начала в Казахстане реализацию проектов в области альтернативной энергетики. Что это: дань моде или действительно прибыльный бизнес? Не составляет ли тем самым «Эни» конкуренцию своим нефтедобывающим подразделениям?
– «Эни» – интегрированная энергетическая компания, ведущая деятельность в сфере нефтегазовой разведки, разработки и добычи, реализации электроэнергии, сжиженного природного газа и нефтепродуктов.
Бизнес-модель «Эни» сфокусирована на создании ценности для своих акционеров, при этом перед компанией стоит два энергетических вызова: обеспечение эффективного и устойчивого доступа к энергетическим ресурсам для населения и противодействие изменению климата посредством участия в глобальном переходе на чистые и низкоуглеродные энергетические системы. Таким образом, «Эни» внедряет бизнес-модель, в основе которой лежат применение собственных инновационных технологий и процессы цифровизации, эффективно используя высокие стандарты деятельности, углеродную нейтральность в долгосрочной перспективе и содействие развитию местного содержания.
«Эни» имеет большой опыт в области возобновляемых источников энергии, и создание департамента энергоэффективных решений в 2015 году демонстрирует твердую приверженность компании содействовать формированию устойчивого будущего энергетики. Это путь, который компания выбрала 35 лет назад.
На сегодняшний день Казахстан все еще зависит от добычи угля, 2/3 потребности в электроэнергии обеспечивается за счет него, однако страна обладает значительным ветровым и солнечным потенциалом, и мы считаем, что широкое внедрение таких проектов благоприятно скажется на нынешнем энергетическом балансе и внесет вклад в поэтапный отказ от угля в производстве электроэнергии в соответствииc масштабными задачами правительства.
– Каковы дальнейшие планы «Эни» на Кашаганском проекте? Планируется ли расширение объемов добычи? Ведется ли подготовка ко второй фазе проекта? Есть ли какие-то идеи, что делать с добываемым на шельфе газом?
– Оператор безопасно и успешно выполнил капитальный ремонт наземных и морских объектов раньше установленного срока, в апреле-мае 2019 года. В этот период был сделан важный шаг по переводу двух скважин из добывающих в нагнетательные, что позволило оператору достичь и превысить полную проектную мощность в 370 тысяч баррелей нефти в день. Процесс возможного дальнейшего наращивания добычи предусматривает модернизацию существующих компрессоров закачки сырого газа, снятие производственных ограничений на морских и наземных сооружениях, а также прокладку дополнительных трубопроводов между сооружениями. Данные меры, как только они получат поддержку со стороны правительства Казахстана и акционеров, обеспечат уровень добычи свыше 450 тысяч баррелей нефти в день.
Мы также реализовываем ближнесрочные возможности роста на других месторождениях, помимо Кашагана, таких как Каламкас-море. На сегодня, предпочтительный вариант – совместная разработка месторождений Каламкас-море и Хазар (последнее принадлежит СП CMOC), поскольку это позволит максимально использовать синергию и обеспечит экономическую жизнеспособность обоих проектов. В ближайшие месяцы план освоения месторождения будет представлен в уполномоченные органы.
В настоящее время акционерами, совместно с уполномоченными органами, рассматриваются и изучаются дополнительные этапы освоения. Как свидетельствует текущая ситуация, нефтегазовая бизнес-среда претерпела значимые изменения, их можно назвать эволюцией или инволюцией, и Казахстан не стал исключением таких изменений. Разработка нефтегазовых месторождений весьма отличается от того, что она представляла из себя раньше; сейчас для нее характерны очень строгая дисциплина в отношении капитальных затрат (и наличие сдерживающих факторов) и значительно меньшие аппетиты в отношении гигантских проектов по сравнению с прошлым, что оставляет место для возможной реализации серии дополнительных поэтапных и экономически самодостаточных проектов, каждый из которых добавляет кумулятивную ценность основному активу.
Также газовый рынок, внутренний и экспортный, имеет новую привлекательность и интерес, другую парадигму, я бы сказал, быстро переходящую от концепции утилизации к концепции востребованного товара: все это необходимо, и я думаю, будет принято во внимание при реализации дополнительных этапов освоения Кашагана. Хочется верить, что за этим формируется новый подход к декарбонизации, где газ представляет собой переходное топливо, сменяя собой нефть.

– В июне текущего года «Эни» подписала в Нур-Султане два меморандума о взаимопонимании: с КМГ и Евразийским национальным университетом имени Гумилева. Не могли бы вы подробнее рассказать, по каким направлениям будет развиваться сотрудничество с казахстанской стороной в соответствии с этими двумя меморандумами?
– Действительно, в июне мы подписали два меморандума о взаимопонимании (далее – Меморандум) в г.Нур-Султан.
В соответствии с первым Меморандумом, «Эни» и КМГ намерены объединить усилия по расширению технологического сотрудничества и обмениваются передовыми методиками и ноу-хау в секторе разведки и добычи нефти и газа. Кроме того, соглашение направлено на оценку возможной совместной разработки определенных разведочных проектов, развитие человеческого капитала и реализацию обучающих программ для работников группы компаний КМГ.
Что касается второго соглашения, компания «Эни», Посольство Италии в Казахстане и Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, ведущее высшее учебное заведение в Казахстане, занимающееся в том числе обучением иностранным языкам, торжественно открыли Итальянский культурный центр (ИКЦ) на базе Евразийского университета. Центр создан для продвижения итальянского языка и культуры в Казахстане через проведение курсов и иных инициатив, с целью укрепления отношений между двумя странами. ИКЦ назван в честь Энрико Маттеи, основателя «Эни».
У нашей компании итальянские корни, но мы стараемся не ограничиваться пределами нашей страны. Мы продолжим работу и будем расширять свою деятельность в Казахстане, используя свой обширный опыт успешной реализации проектов в различных сферах и извлекая пользу из полученных уроков.