Проекты
Затянувшийся старт
После завершения программы модернизации своих НПЗ Казахстан полностью закрыл потребности внутреннего рынка в бензине и дизтопливе. Но начать полноценный экспорт излишков все никак не удается.
Рынок обеспечен
2018 год стал знаковым для казахстанской отрасли нефтепереработки. С завершением модернизации всех трех казахстанских НПЗ страна впервые за годы независимости полностью закрыла внутренние потребности в бензине и дизельном топливе. Модернизация первого – Павлодарского нефтехимического завода – была закончена в декабре 2017 года. В марте 2018 года осуществлен пуск главной установки Комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА) на Атырауском НПЗ – каталитического крекинга, в результате чего производство высокооктановых автомобильных бензинов увеличено более чем в 2 раза. На Шымкентском НПЗ первый этап модернизации был завершен в июне 2017 года, второй – 15 марта 2018 года.
После полной модернизации нефтеперерабатывающих мощностей увеличилось количество и улучшилось качество получаемых продуктов. Если ранее выпускались нефтепродукты экологического класса К2, то после модернизации класс повысился до К4-К5.
Совокупная проектная мощность заводов увеличилась с 14,2 млн до 16,5 млн тонн в год. По прогнозам, в 2019 году в целом по республике будет переработано до 17 млн тонн сырой нефти (с учетом мини-НПЗ). Мощности крупных НПЗ по выпуску высокооктанового бензина удвоились, по низкооктановому бензину выведены из эксплуатации, производство мазута уменьшено, зато авиакеросина – увеличено. Долгосрочная цель, озвученная минэнерго – довести объемы нефтепереработки до 19 млн тонн в год.
Цель вполне достижимая, и тенденция роста прослеживается. Объем производства таких продуктов нефтепереработки, как бензин, в том числе авиационный, и дизельное топливо, за последний год увеличился на 12,9% и 8,8% соответственно: бензин – до 2,8 млн тонн, дизтопливо – до 3,3 млн тонн за январь-август 2019 года.
По производству дизельного топлива лидирует Павлодарский нефтехимический завод: 1,2 млн тонн. Чуть более 1 млн тонн произведено на Атырауском НПЗ. Шымкентский НПЗ выпустил 1 млн тонн дизтоплива. Зато он лидирует по производству бензина: 1,2 млн тонн. Чуть меньше бензина произведено на Павлодарском (875,3 тыс. тонн) и Атырауском НПЗ (696,5 тыс. тонн).
Общий объем переработки нефти на трех казахстанских НПЗ – Атырауском, Шымкентском (ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс») и Павлодарском нефтехимическом заводе – в январе-сентябре 2019 года, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, увеличился на 5,6% – до 11,892 млн тонн нефти.
Как уточнила в ответ на запрос Petroleumпресс-служба минэнерго, «благодаря проведенной модернизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов, внутренний рынок нефтепродуктов Республики Казахстан полностью обеспечивается за счет собственного производства, более того, сложился профицит нефтепродуктов в объеме 300-500 тыс. тонн».
Изначально предполагалось, что эти излишки Казахстан будет экспортировать соседям. В марте 2019 года Казахстан и Россия ратифицировали протокол, позволяющий Республике Казахстан начать поставки бензина в третьи страны. А уже 11 июня министерство национальной экономики республики ввело новую ставку вывозных таможенных пошлин (ВТП) на светлые нефтепродукты. Она стала исчисляться по коэффициенту 0,9 к ставке ВТП на сырую нефть (в июне – 60 долларов за тонну), то есть получила поощрительный характер для экспорта вместо действовавшей ранее запретительной ставки 160 долларов за тонну.
Как неоднократно заявляли весной руководители министерства энергетики, начало экспорта казахстанских нефтепродуктов было запланировано на июнь-июль 2019 года. В качестве перспективных рынков назывались Кыргызстан, Армения и Беларусь.