КАЗНЕФТЕГАЗСЕРВИС
Рашид Жаксылыков, «KAZSERVICE»: Мы зависим от ситуации в мировой экономике
На вопросы Petroleum отвечает Рашид Жаксылыков, председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана
![Рашид Жаксылыков](/imgdb/article_3/article_3_1475_4471.jpg)
– Рашид Хасенович, последние годы, когда цены на нефть опустились до нижнего предела, были очень сложными для нефтесервисной отрасли. Практически все добывающие компании сократили, а то и заморозили свои инвестиционные программы и оставили без заказов сервисные компании. В прошлом году цены вроде бы восстановились до приемлемого уровня, реализуются проекты расширения на двух крупных месторождениях – Тенгиз и Карачаганак, идет новое бурение. Как чувствовал себя казахстанский нефтесервис в 2019 году?
– Действительно, 2019 год стал самым стабильным для казахстанского нефтесервиса относительно цены на нефть. Нефтесервисные компании были заняты, в основном, в Проекте будущего расширения Тенгизского месторождения. Кроме того, в 2019 году компания NCOC провела первый капитальный ремонт со дня запуска проекта, где также был задействован казахстанский бизнес.
Ждали, конечно, что запустится первый этап Проекта расширения Карачаганака, но, к сожалению, из-за спорных моментов между правительством и инвесторами по ряду вопросов, реализация данного проекта приостановлена на неопределенное время. Поэтому в основном, все нефтесервисные компании находятся на Тенгизе. В целом, можно сказать, что для казахстанского нефтесервиса год был плодотворным.
– На прошлогодней конференции «Казнефтегазсервис» в Атырау говорилось о том, что информация о предстоящих тендерах недоступна отечественным поставщикам товаров и услуг. Как видим, этот процесс удалось сдвинуть с мертвой точки – крупные операторы начали публиковать планы закупок на своих корпоративных сайтах. Как Вы оцениваете этот шаг?
– Нефтесервисники всегда знают о потребностях добывающих компаний, ибо это их хлеб. Производственные нужды везде похожи, вопрос лишь в технологических предпочтениях и бюджете. Доступ к информации позволяет ощутить масштабы работ, но никак не позволяет стать прямым поставщиком крупных нефтегазовых операторов.
Вот с 2010 года правительство Республики Казахстан с выходом нового Закона «О недрах и недропользовании» обязало все нефтедобывающие компании публиковать годовые и среднесрочные планы закупок. Данное требование также сохранено в новом Кодексе «О недрах и недропользовании». Планируемые и фактические закупки всех нефтедобывающих компаний доступны на портале Министерства энергетики РК. Поставщиком лишь следует зарегистрироваться.
К примеру, в начале февраля каждого года мы делимся планами закупок с бизнесом. Однако особого восторга со стороны бизнеса не замечаем, все хотят «заключение контракта», а не просто цифры.
Касательно публикации планов закупок нефтегазовыми компаниями на своих интернет ресурсах – это имитация бурной деятельности. Будем объективны – информация без бюджета, сроков тендеров и краткого описания работ и услуг – не несет практической пользы. К тому же любой план может быть скорректирован. Мы зависим от ситуации в мировой экономике. Несколько недель назад радовались, что цена на нефть была 70 долларов за баррель, шапку в небо кидали, а сегодня уже 59 долларов. Мы не можем предугадать, какая цена будет в марте, она может быть и 40. В случае ее дальнейшего понижения, в любой момент инвесторы могут перейти на режим экономии, а значит, и пересмотреть свои закупки.
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и сложившиеся традиции на этом рынке в виде лобби, долголетних отношений нефтяной тройки с иностранными компаниями. Поэтому Казахстану в лице правительства, нефтесервисных компаний еще нужно поработать над увеличением местного содержания. Воспринимать это за великую победу я не могу, но, несомненно, это рывок в сторону улучшения положения нефтесервисных компаний, именно в части тендерных процедур трех операторов. Переговоры и споры по этому поводу длились не один год.
Пока хвалиться в плане увеличения местного содержания в закупках «тройки» нечем. Крупные тендеры выигрывают, в основном, иностранцы. В редких случаях, казахстанцы. Есть еще иностранцы, которые женились на гражданках Казахстана, оформили компанию на супругу, а сами используют свое лобби, которое у них сложилось в Европе или Америке.
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.