Votum Separātum
Внешняя политика Казахстана в энергетической обёртке
Алмаз Абилдаев,
политолог, PhD, отраслевой эксперт по энергетике
Казахстан – сырьевая страна. Многие достижения республики связаны с удачным четырнадцатилетием (2000-2014 гг.). Когда для Казахстана совпали времена благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры с относительно умеренной конкуренцией среди мировых акторов, сформировался консенсус большинства стран – экономическое сотрудничество и развитие.
Именно в это время страна экономически активно развивалась. Источник этого развития – энергетика. Посредством вклада Казахстана в обеспечение мировой и региональной энергетической безопасности, обеспечивался приток огромной валютной выручки, создавая профицит республиканского бюджета. Эта формула работала до 2015 года. Конечно, и сейчас, по итогам 2019 года, 4%-ный рост ВВП выглядит лучше экономических показателей Российской Федерации, но все же меньше экономического показателя Узбекистана – 6%.
Многие наши стратегии развития писались до 2015 года, и сегодня государственные органы руководствуются документами времен экономического благополучия. Однако современные вызовы, международная неопределенность, вызванная недееспособностью международных организаций (ВТО, ООН), вносят свои поправки в существующую реальность. Чем больше не будут учтены факторы внешнего воздействия, тем дороже и дольше по временным промежуткам придется из этих кризисов выходить.
Преувеличенные представления об экономической мощи времен бурного развития, слава регионального лидера, упрощенное видение проблем – все это туманит головы, заставляя того, кто должен сберегать силы и быть осторожным на длинных дистанциях, бросаться вперед, как будто его мощь и влияние безграничны. Отсутствие энергетической внешней политики, личные амбиции людей, принимающих решения в отраслях энергетики, способны довести напряжение слабой или даже растущей экономики до предела, вызвав ее быстрое разрушение, тем более в развивающихся странах, имеющих сильную зависимость от цен на энергоресурсы. Какова экономическая реальность Казахстана и какую внешнюю политику в связи с этой реальностью должен создавать Казахстан?
Хорошая новость – богатая обеспеченность ресурсами. Прежде всего, углеводородами. Много еще предстоит доразведать, открыть, просчитать экономику. Государству необходимо объяснять, что само обладание ресурсами не делает автоматически всех богатыми. Разведка, бурение, доставка до мировых и азиатских энергетических рынков требуют колоссальной напряженности, огромных финансовых вложений. Оперировать калькуляторным подходом недобытых ресурсов, скатываться в откровенный популизм – контрпродуктивно. Примеров этому явлению в мире много.
Богатая обеспеченность ресурсами позволяет надеяться достичь полной энергетической безопасности страны в будущем. Инструментом послужит прагматичная энергетическая политика. Вопрос, продолжит ли Казахстан вносить свой вклад в мировую, региональную энергетическую безопасность или решит вопросы собственной энергетической безопасности? В первом случае, возможно, будет рост доходов бюджета, приоритет собственной энергетической безопасности может быть рассмотрен в отдаленном отрезке, как следствие, сползание к социальной дестабилизации в будущем. Во втором же случае, полностью улучшается социальная архитектура страны: появление природного, сжиженного углеводородного газа, производство собственного зимнего арктического дизельного топлива в балансе потребления меняет многое, снижается уровень наблюдаемого в последнее время протестного потенциала населения.Энергетическая безопасность – комплексное явление в более широком понимании. При ее достижении мы увидим выход на устойчивую, долгосрочную траекторию роста в 6-8%.
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.