Петролеум 20 лет: лучшее
Нурлан Балгимбаев: «Сейчас приватизация «Казахойла» невыгодна государству»
На вопросы Petroleum отвечает президент ННК «Казахойл» Нурлан Балгимбаев
– Нурлан Утебович, прошел год, как Вы вернулись в кресло руководителя компании «Казахойл». Это произошло на фоне роста мировых цен на нефть. Насколько благополучные финансовые показатели компании связаны с этим фактором?
– Компания достигла высоких результатов, прежде всего, за счет изменения стиля работы. С начала года был внедрен системный подход в управлении производством и финансами – благо, здесь были большие резервы. Компания усилила контроль над затратной частью, экономила валютную выручку.
Улучшение финансового менеджмента на этом фоне позволило повысить отдачу отрасли в бюджет. Как результат – государство в этом году получило от «Казахойла» налогов в 3,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Конечно, здесь сыграло роль и повышение мировых цен на нефть, но за это время ее средневзвешенная цена выросла в 2,2 раза.
Деятельность «Казахойла» стала прозрачной – об этом свидетельствует полученный в конце сентября международный кредитный рейтинг. Этим летом компания выпустила на отечественный фондовый рынок облигации с эмиссией 25 млн долларов США. Наши ценные бумаги пользуются большим спросом у пенсионных фондов, банков и просто физических лиц. Результаты размещения показали, что на внутреннем рынке в надежность «Казахойла» верят, если занимают такую сумму на два года.
Наряду с этим, значительно продвинулось финансирование социальных программ. В этом году на строительство жилья, улучшение условий труда, водоснабжения, инфраструктуры компания выделяет свыше 4,7 млрд тенге. Согласно указанию главы государства, с начала года «Казахойл» перешел на новую систему оплаты труда. За это короткое время зарплата рядовых нефтяников – а это многотысячный коллектив – возросла почти в 2 раза, и сегодня ее размер составляет в среднем 50 тысяч тенге.
– В последнее время представители депутатского корпуса, средств массовой информации поднимают вопрос о необходимости создания министерства нефтяной и газовой промышленности. В свое время Вы уже были соответствующим министром и знаете проблему, что называется изнутри. Как бы вы прокомментировали подобные предложения?
– Наверное, следует искать ответ на вопрос – кому в данном случае это будет выгодно? Депутаты просто озвучивают предложения, исходящие от заинтересованного круга лиц. Не более чем миф распространяемое мнение о том, что с созданием миннефтегазпрома у государства исчезнет проблема обеспечения ГСМ. Необходимо уметь управлять и использовать все имеющиеся рычаги воздействия, вместо того чтобы заниматься созданием новых портфелей и теплых мест для чиновников.
Появление министерства было бы оправданным, если бы нефтяная отрасль находилась под полным контролем государства. Но этот шаг был уже сделан – на ранней стадии становления нефтяной промышленности республики как отрасли народного хозяйства. После реформирования и приватизации государственное регулирование нефтяной отрасли в полном объеме не представлялось возможным, и эта роль – соблюдения экономических интересов государства – была отведена национальной нефтегазовой компании «Казахойл».
С этой же целью задачи компании прописаны в контрактах по крупным проектам – таким как Тенгизский, Карачаганакский, Северокаспийский и других. Так как сегодня взаимоотношения иностранных инвесторов с правительственными органами регулируются контрактами, то на данном этапе нет необходимости в создании министерства нефтяной и газовой промышленности.
– Компания «Казахойл» в свое время была учреждена в форме национальной и предназначена для проведения государственной политики и отстаивания национальных интересов в нефтегазовой сфере. Удается ли ей сегодня выполнять возложенные на нее задачи?
– Сегодня «Казахойл» справляется со всеми задачами в сфере проведения государственной политики и защиты национальных интересов в нефтяном бизнесе. Я считаю, что на нынешнем этапе развития экономики Казахстана, государству важно сконцентрировать свои лучшие активы и опыт в форме национальных компаний. Это дает возможность, во-первых, честно и компетентно определять формы и условия привлечения иностранного капитала, и во-вторых, контролировать выполнение обязательств, принятых инвесторами.
К примеру, на СП «Тенгизшевройл» начаты работы по программе импортозамещения и обеспечения заказами отечественных предприятий.
В-третьих, государство всегда должно думать о собственной производственной и ресурсной базе, отечественных операторах, которые должны получить небольшую разумную фору в конкурентной борьбе с иностранными операторами. Отечественным операторам надо дать возможность получить доступ к новым технологиям организации производства и управления. Проще говоря, научиться работать так же эффективно, как и ведущие иностранные компании. Именно национальные компании станут теми участками роста, на которых впоследствии будет построена новая, более эффективная экономика Казахстана. В случае с «Казахойлом» – активы и доходы компании будут возрастать по мере увеличения объемов добычи нефти.
В этом году из запланированного объема добычи нефти по республике 33,4 млн тонн, доля «Казахойла» составит 5,8 млн тонн нефти, или 17,3 %. Но если подсчитать уровень загрузки заводов, то выходит, что компания обеспечила треть от внутренних поставок сырья на НПЗ республики. Сейчас мы приступаем к реализации принципа «от скважины до автозаправки». Предстоит построить сеть фирменных АЗС по всей стране. Уже к концу года наши усилия смогут оценить автолюбители, покупая бензин без наценки посредников. То же самое можно сказать и о потребителях сжиженного газа, когда компания завершит создание вертикально-интегрированной структуры.
– Ваше отношение к создаваемому сегодня Нефтяному фонду? Грозит ли нам «голландская болезнь» на сегодняшнем этапе развития экономики? Не лучше ли деньги от сделки с «Шевроном», направляемые в фонд, пустить в реальный сектор? К примеру, на реконструкцию Атырауского НПЗ.
– Определенные предпосылки к проявлению вышеупомянутой болезни появятся, если доходы от эксплуатации недр будут полностью направляться в бюджет. Поэтому говорится, что формирование Фонда будет производиться за счет доходов от разработки нефтяных месторождений, других полезных ископаемых, а также выручки от приватизации государственной собственности.
Национальный фонд необходим для выполнения трех основных функций: резервной, накопительной и инвестиционной. Это позволит избежать отрицательных последствий «голландской болезни», когда экономика страны становится однобокой и нам выгодно только добывать нефть. Нельзя допустить, чтобы Казахстан превратился в поставщика сырья и «проедал» деньги от экспорта. Если сегодня мы планируем наращивать добычу нефти, если учитывать сложившуюся конъюнктуру на мировых рынках, то проект создания Национального фонда Республики Казахстан как нельзя кстати.
А вопрос использования выручки от реализации компании «Шеврон» казахстанской доли в СП «Тенгизшевройл» решает руководство страны, правительство. Разговоры о реконструкции Атырауского НПЗ насчитывают многолетнюю историю. И хорошо, что в августе 2000 года, наконец, было подписано соглашение, отвечающее интересам Казахстана и Японии. Мы поделили финансовые риски и заинтересовали японских инвесторов как можно скорее реализовать этот проект.
Стоимость реконструкции после долгих переговоров была снижена с 412 до 308 млн долларов, и выделяемый кредит – льготный, с трехлетними каникулами, под 5% годовых на 13 лет. Поэтому здесь депутатам и правительству нужно проявить принципиальность – под этот кредит необходимы гарантии, чтобы как можно быстрее начать модернизацию старейшего НПЗ республики.
– Раз уж мы заговорили о реконструкции заводов, какова логика того, что мы инвестируем средства «Казахойла» в иностранные производства (тот же Херсонский НПЗ), а собственные предприятия ставим на ноги на заемные деньги?
– Внешнеполитические аспекты взаимоотношений Казахстана и Украины сегодня благоприятствуют для развития стратегических планов «Казахойла», в которые входит и освоение зарубежных рынков. Нужно использовать эту возможность – выхода на перспективный рынок нефтепродуктов Украины с учетом ее геополитического положения и будущей интеграции с Европейским сообществом.
Правительство Украины объявило тендер по продаже контрольного пакета Херсонского НПЗ, в котором участвует ННК «Казахойл». Интерес к этому объекту велик, потому что завод стоит «на воде», и конечно, не только нам нужен плацдарм для выхода на европейский рынок.
Сегодня «Казахойл» выполняет только межправительственные договоренности – обеспечивает стабильную поставку нефти на завод, в обмен на переданный в доверительное управление пакет акций. Загрузка мощностей стабилизировала финансовое положение ХНПЗ, и позволила предприятию за свой счет провести частичную модернизацию и обновление оборудования. То есть, «Казахойл» не затратила на реконструкцию Херсонского НПЗ ни тиына. Инвестиции понадобятся в случае, если «Казахойл» одержит победу в приватизационном тендере.
Следует отметить, что уровень производственных мощностей Херсонского НПЗ превосходит показатели АНПЗ, менее изношены основные фонды предприятия, следовательно, объем требуемых капиталовложений здесь меньше. Опровергая все домыслы о реэкспорте по заниженным ценам, хочу отметить, что нефть на Украину поставлялась по цене в два раза выше внутренней – по 140 долларов США за тонну.
– В последнее время правительство активно проводит ревизию подписанных ранее контрактов на недропользование. До расторжения контрактов дело не дошло, но, по имеющейся информации, речь идет о приостановке действия некоторых лицензий. Как бы Вы прокомментировали эти процессы?
– Думаю, что эти процессы должны учитывать вопрос престижа инвестиционного климата в республике. Более правильным подходом со стороны правительства была бы проверка исполнения контрактных условий. К инвесторам, которые не выполняют принятые обязательства, необходимо применять жесткие меры. Вплоть до расторжения контракта и отзыва лицензии. Но сейчас сложно комментировать этот вопрос, поскольку «Казахойл» не вправе заниматься ревизией и пересмотром контрактов.
– Буквально на днях был подписан крупный контракт по Карачаганакскому месторождению. Какие еще крупные проекты находятся на стадии переговоров?
– Как уже отмечалось в прессе, контракт по Карачаганаку символизирует подход, который активно внедряется компанией «Казахойл» в контролируемых ею проектах – обеспечить максимальное участие казахстанских компаний и налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Этот, так называемый принцип «local content», будет основополагающим при проведении переговоров по новым проектам.
В стадии разработки сейчас находятся два соглашения о разделе продукции с «Оман Ойл Компани» по блокам 15-16 и проект с компанией «Шеврон» по блокам Курмангазы. В настоящее время обсуждаются технические и коммерческие условия. Подробности о сделках узнаете в начале следующего года, после подписания.
– Когда будет утверждена программа освоения шельфа Каспия? Будут ли и когда выставляться на тендеры очередные блоки?
– Этот год для Казахстана ознаменован важным событием. В июле компания ОКИОК объявила об открытии на Восточном Кашагане. Тем самым поставлена точка в многолетнем споре о том, есть ли нефть на казахстанском шельфе Каспия. Сегодня настал момент, когда мы должны перейти к следующему этапу развития морских нефтяных операций: оценке, разработке и добыче нефти на Каспии, созданию необходимой сервисной инфраструктуры. И в этом направлении компанией «Казахойл» уже проведена огромная работа.
Так, в течение двух лет была выполнена оценка перспективности казахстанского сектора Каспийского моря. Выделено пять групп блоков различной перспективности и определены первоочередные проекты. Все это входит в разработанную нами программу развития морских нефтяных операций и производственной инфраструктуры на шельфе Каспия до 2006 года. В ней предусматриваются приоритетные задачи правительства Республики Казахстан и компании «Казахойл» как уполномоченного органа по развитию морского нефтегазового комплекса.
Такими задачами для «Казахойла» является контроль за развитием проектов освоения морских блоков, разработка стратегии и реализации проектов создания прямой и сопутствующей инфраструктуры, а также подготовка необходимого персонала для осуществления морских операций. Особое внимание уделяется вопросам сохранения уникальной экосистемы Северного Каспия. Основные положения проекта программы уже представлены руководству страны и в настоящее время находятся на рассмотрении.
– Будет ли приватизироваться «Казахойл»?
– Вопрос о приватизации всецело находится в компетенции держателя акций ННК «Казахойл», в данном случае – государства. Естественно, если владелец в какой-либо момент времени посчитает нужным продать часть своей собственности, как более экономически эффективное размещение своего капитала, он выставляет эту часть на продажу.
Но следует подчеркнуть, что в настоящее время, с учетом растущей стоимости нефтяных активов, приватизация «Казахойла» не будет выгодна государству.
Petroleum, № 5 (5), 2000 год