Эксклюзив
Нефть и газ после COVID-19: час расплаты или эпоха новых возможностей?
Ардак Нуразханов, младший партнер McKinsey & Company
Нефтегазовая отрасль переживает третий ценовой коллапс за 12 лет. После первых двух потрясений она восстанавливалась, и бизнес возвращался в привычное русло. Сейчас все иначе. Шок, который переживает сторона предложения, усугубляется беспрецедентным падением спроса и глобальным гуманитарным кризисом. Кроме того, финансовая и структурная устойчивость отрасли намного слабее, чем в прошлые кризисы.
Снижению рентабельности способствовали и активная разработка сланцевых месторождений, и избыточное предложение, и щедрость финансовых рынков, не уделявших должного внимания дисциплине финансирования. Сегодня, когда цены достигли тридцатилетнего минимума, а общественное давление усиливается, руководители понимают, что изменения неизбежны. Кризис COVID-19 значительно усилил тенденции, зародившиеся еще до возникновения пандемии и ведущие отрасль к одной из самых масштабных трансформаций за всю ее историю.
Точно определить глубину и продолжительность этого кризиса не представляется возможным, однако исследование экспертов McKinsey показывает, что без фундаментальных изменений отрасли будет трудно вернуться к привлекательным показателям, которые были характерны для нее в прошлые периоды. При сохранении существующей динамики отрасль может вступить в эпоху, которая будет определяться жесткой конкуренцией, быстрой реакцией поставщиков, благодаря использованию новых технологий, снижением спроса, скептицизмом инвесторов и растущим давлением общественности и правительств в вопросах влияния на климат и окружающую среду.
Однако, при реализации большинства сценариев еще много десятилетий обороты нефтегазового рынка будут исчисляться триллионами долларов. Слишком велика его роль в поставках доступной энергии и слишком значим он для мировой экономики, чтобы перестать работать. Главный вопрос в том, как в условиях новой реальности создавать стоимость.
Краткосрочные сценарии динамики предложения, спроса и цен
При реализации большинства оптимистичных сценариев цены на нефть могут восстановиться в 2021 или 2022 году до предкризисного уровня в 50-60 долларов за баррель. Различия в ценах на сырую нефть в этот период могут порождать как проблемы, так и возможности. Отрасль может даже выиграть от небольшого временного скачка цен, так как сегодняшнее массовое сокращение инвестиций завтра приведет к дефициту на спотовом рынке. По двум другим смоделированным нами сценариям этот уровень цен не будет достигнут до 2024 года. Согласно пессимистичному сценарию, цены на нефть могут вообще не вернуться к прежнему уровню. В любом случае нефтяной рынок ожидают несколько непростых лет.
Региональные цены на газ могут упасть значительно ниже, чем в предыдущем мегацикле. Разработка сланцевых месторождений открыла огромные запасы газа при цене безубыточности в 2,5-3,0 долл. США за млн БТЕ (британских тепловых единиц). Эффект от пандемии был мгновенным, и спрос на газ снизился на 5-10% по сравнению с докризисными прогнозами роста. С учетом того, что к началу 2020-х годов Северная Америка станет одним из крупнейших экспортеров СПГ, а также ввиду резкого переизбытка предложения на рынке СПГ, региональные цены на газ в Европе и Азии будут определяться ценами на торговой площадке Henry Hub с учетом дополнительных денежных затрат на транспортировку и сжижение газа (1-2 долл. США за млн БТЕ).
Спрос на нефтепродукты снизился, как минимум, на 20%, что привело к кризису в сегменте нефтепереработки. Мы полагаем, что для восстановления спроса потребуется не меньше двух лет, при этом особенно печально выглядят перспективы рынка авиационного топлива.
Отрасль уже переживает серьезные последствия кризиса. Компаниям нужно понять, как организовать безопасный рабочий процесс в условиях распространения инфекции, как справиться с переполненными хранилищами, падением цен у некоторых участников рынка ниже себестоимости и с ситуацией, когда рынки капитала открыты лишь для крупнейших игроков.
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.