Итоги и перспективы
Вторая волна
Правительство Казахстана отобрало предприятия и компании, которые должны перейти в частные руки в ходе «второй волны» приватизации госактивов. Список опубликован на сайте госимущества gosreestr.kz.
КАЗМУНАЙГАЗ: несостоявшееся IPO
Пожалуй, самый интересный лот в списке – национальная компания «КазМунайГаз». Согласно утвержденного плана, 25% ее акций должны быть проданы в декабре 2022 года.
Интересно, что рабочая группа по подготовке приватизации пакета акций нацкомпании была сформирована еще в июле 2016 года. Чуть ранее, весной, управляющий директор КМГ по экономике и финансам Ардак Касымбек, выступая на X ежегодной конференции по Казахстану Fitch Ratings в Алматы, заявил: «У нас есть планы вывести «КазМунайГаз» на IPO, реалистичнее, на мой взгляд, это можно будет сделать после 2018 года».
Таким образом, два года менеджмент основного акционера – фонда «Самрук-Казына» – отвел себе на предпродажную подготовку. В течение этого времени КМГ выкупила простые и привилегированные акции своей публичной дочерней компании АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» и полностью ее интегрировала; продала часть непрофильных, а заодно и профильных активов; изменила условия еврооблигаций, позволяющие провести IPO; завершила ряд крупных капитальных проектов и повысила финансовую устойчивость, повысив рейтинги мировых рейтинговых агентств.
Следующим сильным шагом на пути к IPO должна была стать покупка транснациональным концерном Shell пакета акций «КазМунайГаза», что, несомненно, подняло бы акционерную стоимость нацкомпании и серьезно улучшило бы ее имидж в глазах потенциальных розничных инвесторов. Соответствующее предложение в Shell было направлено в марте 2018 года.
Однако спустя полгода, в октябре, стало известно, что Shell отклонил предложение. По сообщению агентства Bloomberg, отказ от сделки последовал после того, как были получены результаты оценки деятельности КМГ, проведенной юридической фирмой Debevoise & Plimpton. Одним из пунктов due diligence была уязвимость нацкомпании к коррупции. По версии издания, исследование показало, что на нацкомпанию имеют неформальное влияние крупные фигуры казахстанского бизнеса и политики. Bloomberg не назвал эти фигуры поименно, однако для инвесторов, как действующих, так и потенциальных, имена эти являются секретом полишинеля.
После этого «Самрук-Казына» собрал в казахстанской столице, на тот момент Астане, представителей крупных инвестиционных банков и напрямую пригласил их к участию в IPO. Издание Financial Times писало в октябре 2018 года: «Источники, знакомые с ситуацией, сообщают, что процесс идет медленно, и листинг может закончиться только во второй половине 2019 года. «Они не спешат, но серьезно настроены», – сказал один из источников FT». Дальнейшее развитие событий показало, что, наверняка, лучше было бы поспешить.
25 февраля 2020 года заместитель председателя правления КМГ Жакып Марабаев, выступая на расширенной коллегии министерства энергетики Казахстана, докладывал: «Компания продолжает работу по выходу на IPO, индикативный ожидаемый срок – октябрь-ноябрь 2020 года». По сообщениям инсайдеров, на площадки Лондонской биржи и биржи Международного финансового центра «Астана» планировалось выставить от 15% до 25% акций нацкомпании, и выручить за них от 5 до 6,5 млрд долларов США. Амбиции казахстанских нефтяников наверняка подогревало супер-успешное размещение акций компании Saudi Aramco, прошедшее в декабре 2019 года. Оно стало самым крупным в истории финансовых рынков как по стоимости проданных акций (25,6 млрд долларов США), так и по капитализации компании (1,7 трлн долларов). «КазМунайГаз» – конечно, не Saudi Aramco, но…
Но в марте 2020 года в Казахстан прилетел «черный лебедь». Молниеносное распространение пандемии COVID 19 заморозило деловую активность в глобальном масштабе и привело к снижению мирового спроса, что, в свою очередь, вызвало падение цен на нефть, являющуюся основным экспортным товаром Казахстана (по итогам 2020 года продажи сырой нефти, по данным Министерства национальной экономики РК, составляли 57,2% всего казахстанского экспорта) (см. «Снизилась добыча – упал экспорт», Petroleum, №1-2021 г.).
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.