Каспийский регион
Газовой отрасли страны необходима поддержка
В энергетическом секторе Казахстана за последние годы скопилось много проблем, некоторые из них достигли апогея. Собственно, проблемы эти не стали открытием, ведь из года в год энергетики и газовики сообщают об отсутствии средств на капитальный ремонт и модернизацию износившейся инфраструктуры. И все из-за того, что в Казахстане низкие тарифы.
Например, действующие сейчас тарифы на газ для населения не покрывают национальному оператору, компании «КазТрансГаз», расходы на обеспечение внутреннего рынка. То есть весь процесс, а это добыча или приобретение газа у недропользователей, дальнейшая переработка «голубого топлива» и его транспортировка по магистральным газопроводам, а затем по распределительным сетям, для нацоператора – убыточный бизнес.
По итогам 2020 года «КазТрансГаз» получил на внутреннем рынке убытков на сумму более 115 млрд тенге, которые были покрыты за счет экспортных поставок газа в Китай и других транзитных операций. Эти убытки складываются из разницы расходов «КазТрансГаза» на покупку и транспортировку газа, и теми средствами, которые получает компания от газораспределительных организаций.
Пока, худо-бедно, компенсировать это удавалось за счет экспортных операций. Но так продолжаться не может, поскольку для дальнейшей безопасной и бесперебойной транспортировки газа, да и просто для работы всей газовой инфраструктуры страны, необходимы огромнейшие финансовые вложения. Дело в том, что изношенность казахстанских газопроводов составляет более 70%, а срок их эксплуатации превысил 50 лет.
Фактически это означает, что система транспортировки и распределения газа в стране держится на одном «честном слове». Газовикам остается лишь в авральном режиме обеспечивать поставки газа потребителям.
То, что в любой момент может случиться чрезвычайная ситуация, доказала февральская авария, произошедшая в разгар отопительного сезона в России. Там, на магистральном газопроводе «Союз», произошел разрыв, приведший к временной остановке межгосударственного транзита газа. Этот газопровод связан с казахстанской системой, поэтому «КазТрансГазу» пришлось срочно перекидывать мощности с одного газопровода на другой, чтобы обеспечить бесперебойную подачу газа потребителям Западно - Казахстанской и Атырауской областей.
В конце марта произошел взрыв на участке магистрального газопровода уже в Джизакской области Узбекистана. Все эти случаи доказывают, насколько хрупкой может быть налаженная система поставок топлива, если вовремя не обновлять существующие сети.
Реальность такова, что основные магистральные газопроводы, проходящие по территории Казахстана, России, Узбекистана и обеспечивающие поставки топлива большинству потребителей республики, это «Средняя Азия - Центр», тот самый пресловутый «Союз», «Бухара - Урал» и «Оренбург - Новопсков» прокладывались в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века и достигли максимального нормативного срока эксплуатации.
Последние испытания и внутритрубная диагностика показали, что для вывода газопроводов на максимально возможное рабочее давление только в Западно-Казахстанской области необходимо вскрыть, обследовать и заменить свыше 100 км дефектных труб. Нуждаются в обновлении не только трубы, но и компрессорные цеха и газораспределительные станции, большинство из которых введены в строй 40-50 лет назад. При этом все типы эксплуатируемых газоперекачивающих агрегатов компрессорной станции управления магистральных газопроводов «Уральск» не выпускаются заводами, и на них не производят запасных частей для проведения ремонта.
Устарела вся установленная агрегатная автоматика, что усложняет поддержку газоперекачивающих агрегатов в рабочем состоянии. Агрегатный парк компрессорной станции на 70% изношен и выработал свой ресурс. Даже здания и сооружения этих компрессорных и газораспределительных станций прошли срок своей эксплуатации и нуждаются в обновлении.
Всё это доказывает необходимость реконструкции или же полного обновления объектов и сооружений газотранспортной системы. Но «КазТрансГаз» не в состоянии выделить средства на обновление газопроводов, поскольку ежегодно теряет сотни миллиардов тенге, компенсируя убытки от реализации газа на внутреннем рынке.
По словам заместителя председателя правления АО «КазТрансГаз» Рустама Сулейманова, совсем скоро без топлива могут остаться целые регионы. «Для нас первостепенным является обеспечение надежного функционирования существующей газотранспортной системы, увеличение ее производительности. Но наша инфраструктура изношена и нуждается в обновлении. Мы провели повсеместную дефектоскопию труб и видим, что большое количество секций подвержено возрастной коррозии. Трубы нужно срочно менять, чтобы исключить риск аварий, которые могут привести к прекращению газоснабжения. Построенные современные магистральные газопроводы «Казахстан - Китай» и «Бейнеу - Бозой - Шымкент» пока обеспечивают экспорт газа и надежное внутреннее газоснабжение. Но остальные магистральные газопроводы прокладывались в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века и устарели как физически, так и морально», – говорит Рустам Сулейманов.
При этом в компании считают, что в дальнейшем ее потери будут только расти. Это связано с увеличением уровня газификации из-за ввода в эксплуатацию новых магистральных и распределительных сетей, реализацией проектов нефтегазохимии, переводом ряда генерирующих электроэнергию мощностей на газ, а также сокращением экспорта в Китай в связи с дефицитом ресурсной базы газа.
По данным минэнерго по состоянию на 1 января 2021 года, уровень газификации населения страны достиг 53,07%, то есть 9,8 млн человек получили доступ к природному газу. За последние 10 лет объем потребления газа на внутреннем рынке вырос на 91%: с 9 млрд до 17,2 млрд куб. м.
Для сравнения, если в Казахстане цена за 1 тыс. куб. м газа в среднем составляет $50, то в соседней России, занимающей 1-е место в мире как по экспорту, так и по запасам природного газа, он продается по $74 за 1 тыс. куб. м, или на 48% дороже. В Узбекистане, также обладающем значительными запасами газа, средняя цена газа для населения на $1 ниже, чем в Казахстане, но для юридических лиц и для выработки тепла он продается уже по $94 за 1 тыс. куб. м, или на 57% и 96% соответственно, выше, чем у нас. А в Китае средняя стоимость газа для населения составляет около $400 за 1 тыс. куб. м., что в 8 раз дороже, чем в Казахстане.
Как считает финансовый консультант, аналитик Расул Рысмамбетов, недостаток средств для капитальных вложений у «КазТрансГаза», прежде всего, объясняется тем, что компания поддерживает низкие цены на внутреннем рынке за счет доходов от экспорта. «Газ компания покупает у производителей за доллары в привязке к мировым ценам, а вынуждена продавать за тенге и по фиксированным ценам. Это не ошибка чья-то, а вынужденная мера. На заре независимости мы раздавали месторождения иностранным предприятиям, особо не торгуясь, так как у нас было очень мало инвесторов. Поэтому сегодня сложилась такая ситуация, в которую мы сами себя загнали, но по-другому не могли поступить» – считает Расул Рысмамбетов.
По мнению финансового консультанта, средства, необходимые для модернизации газопроводных сетей, «КазТрансГаз» должен занимать у государства. Так как вопрос цены на газ социальный, то, соответственно, затраты на реконструкцию на себя должно взять правительство. Потому что компания решает именно государственную задачу, когда взваливает на себя все риски и расходы по обеспечению казахстанских потребителей дешевым топливом. По мнению Расула Рысмамбетова, «если источником финансирования выступит правительство, то и повышать тарифы, скорее всего, не будут. В противном случае, чтобы компания могла построить все свои объекты и провести модернизацию сетей, при этом наняв нужных специалистов и подрядчиков, тарифы нужно повышать на десятки процентов. Это будет антисоциальная мера».
Кроме того, аналитик думает, что компании нужно идти в разработку газовых месторождений, инвестировать в производство товарного газа, чтобы увеличить собственные сырьевые ресурсы. Поэтому произошедший вывод АО «КазТрансГаз» из состава АО НК «КазМунайГаз» стал самым рациональным решением. Компании нужно становиться самостоятельным игроком на нефтегазовом рынке, развивать собственные как производственные, так и человеческие ресурсы, вкладывая в развитие квалифицированного персонала. «КазТрансГазу» необходимо стать сильной эффективной компанией, способной приносить большую прибыль и решать глобальные задачи на растущем газовом рынке.