Социальная ответственность
Вклад в подготовку будущих инженеров Казахстана
За почти 28 лет партнерства с Республикой Казахстан компания «Шеврон» реализовала множество инициатив, направленных на развитие местных кадров, обучение сотрудников и развитие малого и среднего бизнеса. Социальные инвестиции компании также были нацелены на реализацию творческого и образовательного потенциала граждан.
Одной из инициатив, направленных на осуществление этой важной миссии, является Caravan of Knowledge («Караван знаний»), который реализуется проектной группой Caravan of Knowledge в партнерстве с компанией «Шеврон». Руководитель проекта Зарина Биюмбаева рассказывает об этом уникальном проекте.
«Нефтегазовой сфере нужны специалисты с техническим бэкграундом – те, кто знает высшую математику, умеет анализировать данные, автоматизировать процессы, в том числе с помощью машинного обучения, и разбирается в кибербезопасности. И таких специалистов пока немного – например, в США всего 15% работников нефтегазовой сферы, согласно отчету Deloitte, обладают подобными навыками, в то время как спрос на них растет. Эти же проблемы возникают и в других областях.
Одним из решений является STEAM-образование (с англ.– Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics). Это комплекс образовательных методик, которые применяют для развития научного и математического мышления, технических навыков и нестандартных подходов к решению задач. К STEAM-предметам в узком понимании относятся математика, физика, химия, биология, география и робототехника, однако в широком смысле к ним можно отнести все предметы школьной и внеклассных программ.
Этому способствуют следующие принципы STEAM:
- Мультидисциплинарность – предметы изучаются не по отдельности, а вместе с другими. Например, чтобы объяснить, как добывают нефть, учителя могут задействовать одновременно математику, географию, химию и физику (что, собственно, и делают специалисты в жизни);
- Проектное или проблемное обучение (Project/Problem Based Learning) и обучение на основе открытий (Inquiry-based learning) – с помощью этих методик школьники не решают привычные задачи из учебника, а разрабатывают под руководством педагогов собственные научные проекты, прототипы устройств или проводят исследования реальных проблем из жизни. Например, проводят пробы воды и собирают фильтры для ее очистки, создают робота-сапера или мини-макеты нефтяных вышек;
- Возможность обучения для всех, включая девочек, детей с особенностями развития и другие социально уязвимые группы. STEAM-образование стали применять в Казахстане с 2010-х годов: по учебным планам с применением STEAM-методик учатся в ряде школ Казахстана (например, Республиканская физико-математическая школа, Назарбаев Интеллектуальные школы), а также частные инициативы, в том числе кружки программирования и робототехники.
Несмотря на свои преимущества, STEAM-образование пока является привилегий отдельных казахстанских учебных заведений. Обучить новое поколение учителей STEAM-методикам, создать профессиональное STEAM-сообщество, улучшить качество образования и создать условия для обучения и роста профессионалов, востребованных на рынке труда– такие задачи ставит для себя организация Caravan of Knowledge, которая реализует свои цели при поддержке Министерства образования и науки и «Шеврон».
Судя по результатам исследования Caravan of Knowledge о состоянии STEAM-образования в Казахстане, проведенного в январе 2021 года, подобные запросы есть и у самих учителей, директоров школ и других работников образования.
Так, 67,5% учителей, опрошенных Caravan of Knowledge в ходе исследования, полностью или частично согласны с тем, что STEAM-методики помогают лучше усвоить технические и научные предметы. Для себя больше половины преподавателей предпочитают современные методы обучения, чтобы достичь лучших результатов, при этом 79% отмечают нехватку STEAM-курсов и семинаров и отсутствие поддержки для профессионального роста.
Мы считаем, что старт проекта в 2020 году был очень своевременным и успешным. У нас амбициозные планы, в том числе:
- Разработка национальной стратегии развития STEAMобразования в Казахстане, которая предложит и реализует единые стандарты сертификации педагогов и обучения школьников STEAM, которых на данный момент не существует;
- Программа Jana Talap для подготовки сертифицированных STEAM-тренеров, которые в дальнейшем смогут создать авторские программы обучения, обучить коллег в своих школах, городах и регионах;
- Программа Tanym – создание видео-библиотеки со STEAM-уроками, подготовленными казахстанскими педагогами, которые помогут учителям и школьникам наглядно понять STEAM-методики и темы из школьной программы;
- Программа STEAM Saryarlar, где мы готовим STEAM-амбассадоров из числа экспертов и профессионалов образовательной сферы.
Мы уверены, что благодаря партнерству государства, бизнеса и гражданского общества, мы сможем поднять на новый уровень научно-техническое образование в Казахстане и приглашаем в наши ряды всех заинтересованных в реализации этой важной миссии».