Эксклюзив
«Шелл» в Казахстане: стратегия успеха
Эксклюзивное интервью для «Petroleum» Председателя концерна «Шелл» в Казахстане г-на Оливье Лазара, который в ближайшем будущем покинет свою должность. Г-н Лазар любезно поделился итогами своей работы и ответил на вопросы издателя журнала Олега Червинского.
– Господин Лазар, с 1 июня 2021 года Вы вступаете в должность управляющего директора NCOC, с чем мы Вас поздравляем! Почти четыре года Вы руководили работой концерна Shell в Казахстане. Подводя итоги: удовлетворены ли вы этими четырьмя годами? Какими они были? Удалось ли реализовать все, что Вы запланировали?
– Знаете, время очень быстро пролетело для меня с момента моего назначения осенью 2017 года. За этот период мы отметили важный рубеж деятельности «Шелл» в Казахстане – 25-летие присутствия в стране. Самым важным своим достижением на этой должности считаю, что наши активы мирового класса в Казахстане смогли не только продолжить безопасно и с минимальным воздействием на окружающую среду приносить ценность всем участникам и Республике Казахстан, но и значительно увеличили объемы добычи, при этом создав основу для успешной реализации будущих проектов.
Для концерна «Шелл» Казахстан остается ключевой страной (Heartland) с точки зрения существующих активов и будущих инвестиций.
Я рад отметить, что в 2020 году КПО достиг рекордных показателей по добыче жидких углеводородов. Кроме того, был безопасно и в рамках бюджета и графика реализован Проект снятия производственных ограничений по газу на Карачаганаке, что позволит реализовать все остальные проекты продления полки добычи на месторождении. Это стало возможным, благодаря положительному решению по вопросу о разрешении спора касательно распределения прибыли между Партнерами и РК в рамках Окончательного Соглашения о разделе продукции Карачаганакского месторождения. Это решение стало весьма положительным шагом по обеспечению определенности фискальных условий по проекту Карачаганак, что позволило Партнерам и Республике продолжить инвестировать в проекты по продлению полки добычи на проекте. На Кашагане также были достигнуты рекордные показатели по суточной добыче (до 400 тыс. баррелей в сутки) в соответствии с передовыми показателями по технике безопасности и охране окружающей среды.
Последние полтора года были ознаменованы пандемией COVID-19, что заставило нас всех заново переоценить важность своего здоровья и благополучия близких. Я рад, что «Шелл Казахстан», как и совместные предприятия, где мы являемся акционерами, не остались в стороне и оказали посильную помощь Республике Казахстан в предотвращении распространения вируса, в особенности на наших производственных активах, лечении и борьбе с коронавирусной инфекцией. Кроме того, была проделана огромная работа по улучшению инвестиционной привлекательности нефтегазовой отрасли Казахстана в рамках рабочих совещаний Совета иностранных инвесторов при Президенте РК. Нам удалось достичь взаимопонимания и согласованности по широкому спектру вопросов, и в данный момент работа по приведению законодательной базы и фискальных условий в соответствие с передовыми мировыми практиками продолжается. Более того, задачи, стоящие перед нами, становятся еще более актуальными, с учетом постоянно изменяющихся конкурентных условий на глобальном рынке углеводородов и стремительно возрастающей конкуренции за инвестиции в сектор.
Пользуясь случаем, мне бы хотелось поблагодарить всех сотрудников «Шелл Казахстан», КПО и НКОК за профессионализм и достижение выдающихся результатов в производственной деятельности. Я горжусь тем, что за последние годы мы активно и успешно смогли заменить ряд технических и управленческих должностей в СП национальными кадрами. Например, на сегодняшний день из почти четырех тысяч сотрудников КПО 97% составляют казахстанцы, при этом 83% руководящего состава компании – это национальные кадры. По северокаспийскому проекту данные цифры составляют 95% на инженерно-технических должностях и 85% на руководящих должностях соответственно. В «Шелл Казахстан» количество казахстанских специалистов различного профиля было увеличено на 55%. В эти годы наша работа была направлена на развитие потенциала местных кадров, которые, получив опыт в проектах «Шелл» в РК и за рубежом, становятся конкурентоспособными для замещения иностранных сотрудников концерна и операторов. Была проведена большая работа по организации прикомандирования местных сотрудников в НКОК и КПО, а также в международные активы «Шелл». Кроме того, количество казахстанских членов правления «Шелл Казахстан» значительно выросло и теперь составляет 42%. Я глубоко уверен, что Казахстан обладает огромным потенциалом с точки зрения человеческого капитала, поэтому верю, что «Шелл Казахстан» продолжит активную и планомерную работу в данном направлении.
В целом, многое из того, что я планировал реализовать на своей должности, было реализовано. Конечно, как и на любой другой работе, были моменты, когда не все ожидания оправдывались. Например, в силу объективных причин нам пришлось выйти из проекта «Каламкас-море - Хазар». Тем не менее, возможности для роста и развития всегда существуют, и я с оптимизмом смотрю в будущее «Шелл» в Казахстане. Я рад, что остаюсь в стране и очень воодушевлен применить свой опыт и знания во благо компании НКОК, ее акционеров и населения Республики Казахстан.
– На время вашей работы в Казахстане пришелся такой серьезный вызов, как пандемия невиданного доселе вируса. Shell является акционером в проектах, на которых трудятся тысячи работников в Казахстане: на промыслах, перерабатывающих производствах и в офисах. Как Вы ответили на этот вызов? Какие меры принимались по защите сотрудников и одновременно – выполнению производственной программы? Я знаю, что часть работников пришлось эвакуировать из Казахстана. Они уже вернулись? Какова ситуация на проектах сейчас?
– Я бы охарактеризовал период пандемии «беспрецедентным временем», когда болезнь в той или иной степени коснулась каждую семью, каждый дом. В момент всплеска новых случаев инфицирования в прошлом году «Шелл Казахстан» не мог остаться в стороне и совместно с рядом других иностранных инвесторов приобрел и передал в дар Многопрофильному медицинскому центру г. Нур-Султан современное оборудование для интенсивной терапии, а также средства индивидуальной защиты в целях содействия лечению больных коронавирусной инфекцией. Общая стоимость оборудования составила более 200 млн тенге. Я очень рад, что именно команда «Шелл» сыграла роль администратора данного проекта от лица наших партнеров, ведь именно в момент его организации, мы вместе столкнулись с рядом проблем – Казахстан находился в полномасштабном локдауне.
Здоровье и безопасность сотрудников были и остаются главным приоритетом для компании «Шелл». Наши совместные предприятия (КПО и НКОК) продолжили безопасную работу, своевременно приняв необходимые меры по минимизации распространения COVID-19 на производственных объектах и в жилых помещениях. Были приняты и применены соответствующие процедуры, обеспечивающие необходимую изоляцию и социальную дистанцию, что дало свои результаты: до сегодняшнего дня мы смогли избежать серьезных вспышек на обоих месторождениях. На текущий момент ситуация на производственных объектах стабильная, что говорит о своевременности и правильности принятых мер и процедур. Я уверен, Олег, что вы отслеживали ситуации по КПО и НКОК, так как наши операторы довольно открыто сообщали о своих действиях в СМИ.
Что касается персонала «Шелл Казахстан» в г. Нур-Султан, с марта прошлого года наши офисные работники перешли на дистанционный формат работы. Офис открыт только для 20% сотрудников в соответствии с постановлением главного санитарного врача города.
Что касается репатриации сотрудников, да, действительно, в июле прошлого года нами было принято решение об отправке неключевого бизнес-персонала «Шелл», прикомандированного в НКОК, и членов их семей в страны их резидентства, границы которых были открыты в связи со сложившейся на тот момент ситуацией с COVID-19 в Казахстане и Атырауской области. Данные сотрудники «Шелл» продолжили выполнять свои обязанности дистанционно. Как известно, это решение не повлияло на производственную деятельность НКОК, и на сегодняшний день основная часть указанных работников и их семей уже вернулась в Атырау и продолжает безопасно выполнять свою работу.
– Как сообщают медиа, на последнем собрании акционеров генеральный директор Shell Бен Ван Берден презентовал стратегию энергетического перехода компании, предполагающую увеличение доли источников энергии с низким уровнем выбросов с текущих 7% до 20% к 2025 году. С учетом этой стратегии, будут ли меняться подходы Shell и тех компаний, где он является акционером, к работе в Казахстане?
– Мы поддерживаем и разделяем цели по переходу к низкоуглеродной экономике, озвученные недавно Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым. Несомненно, переход на новые источники энергии уже неизбежен и с каждым днем ускоряется. С глобальной точки зрения компания «Шелл» признает проблему изменения климата и стремится не остаться в стороне от процессов, происходящих в этот важный переходный период, а также берет на себя обязательство снизить выбросы углеродов до нулевого показателя к 2050 году в соответствии с ожиданиями и тенденциями современного мирового сообщества. У нас есть краткосрочные и среднесрочные цели в части снижения выбросов. Безусловно, этот вопрос прописан отдельным пунктом в Стратегии по энергетическому переходу концерна «Шелл».
Относительно существующих производственных мощностей и активов, у нас в планах минимизировать объемы выбросов углерода в атмосферу за счет реализации специальных проектов. В НКОК уже принята и реализуется «Стратегия по управлению выбросами парниковых газов и энергоэффективности» (Greenhouse Gases Emissions and Energy Efficiency Management Strategy), где указаны конкретные задачи, целевые показатели и сроки их достижения. Мы ожидаем утверждения аналогичной стратегии в КПО до конца текущего года.
Кроме того, на протяжении вот уже трех лет «Шелл Казахстан» реализует проект «Солнечная энергия школам». Основная цель проекта – создание платформы для дальнейшего развития подобных проектов по всей стране, и содействие правительству Казахстана в достижении целей, поставленных в рамках сокращения выбросов парниковых газов, и целевых показателей по выработке электроэнергии с использованием ВИЭ.
Первой школой, получившей солнечную энергосистему, стала Назарбаев Интеллектуальная Школа физико-математического направления в г. Нур-Султан. Здесь «Шелл Казахстан» установил специально обустроенные крытые стоянки для автомобилей на площади в 828 кв. м, которые были оборудованы фотоэлектрическими модулями мощностью 100 КВт/ч. Установленная солнечная энергосистема покроет часть энергопотребления школы.
Проект рассчитан на обеспечение до 30% от годового энергопотребления школы. Излишек электроэнергии, произведенной системой, будет экспортироваться в городскую сеть, что приведет к дополнительной экономии электроэнергии. К слову, можно уже сказать, что в год солнечные станции, установленные в школах, вырабатывают в среднем около 150 тыс. кВт/ час, позволяя при этом сократить в среднем около 60 тонн СО2 и дают экономию электроэнергии на сумму около 2.5 млн тенге. Проект также нацелен на поощрение интереса молодого поколения к точным наукам, технологиям, инженерному делу и математике (STEM), и на повышение осведомленности о преимуществах и возможностях возобновляемой энергии.
В 2019 году «Шелл Казахстан» установил фотоэлектрические системы в Назарбаев Интеллектуальных Школах в городах Уральск и Актау. В текущем году уже начались работы по установке фотоэлектрических систем в НИШ г. Атырау.
– В конце 2020 года в ходе общественных слушаний, проходивших в онлайн-формате, была представлена концепция полномасштабного освоения Кашаганского месторождения. Shell является одним из акционеров Северо-Каспийского консорциума, и Вы наверняка обладаете достаточно полной информацией о будущем Кашагана. Как Вы оцениваете, когда может начаться практическая реализация первого этапа фазы полномасштабного освоения?
– На сегодняшний день я не могу сообщить примерную дату начала практической реализации первого этапа фазы полномасштабного освоения. Первоочередной задачей для нас является безопасное и эффективное производство. Все решения по будущему Кашагана будут приниматься в соответствии с условиями Соглашения о разделе продукции по Северному Каспию.
– Северо-Каспийский проект в силу объективных и субъективных причин значительно вышел за пределы первоначальной сметы и оказался одним из самых дорогостоящих в мировой нефтегазовой отрасли. Предстоящий этап полномасштабного освоения потребует новых инвестиций. Если я правильно понимаю, это будут невозмещаемые затраты участников проекта?
– Как я уже отмечал ранее, главной задачей акционеров и компании НКОК является безопасная и надежная эксплуатация производственных объектов. Дальнейшее освоение Кашаганкого месторождения будет проводиться в полном соответствии с условиями Соглашения о разделе продукции по Северному Каспию. Мы надеемся, что поэтапное увеличение добычи позволит максимально эффективно получить прибыль от этого уникального месторождения во благо Республики Казахстан и акционеров НКОК.
– Многие мировые эксперты говорят о том, что в условиях перехода к безуглеродной экономике эпоха высоких цен на нефть ушла безвозвратно. Рентабельно ли в таких условиях вкладывать новые серьезные деньги в Кашаган? Успеют ли акционеры до конца срока действия ОСРП вернуть вложения и получить прибыль?
– Сегодня мы работаем в условиях низких цен на нефть, которые, по нашему мнению, будут сохраняться. Это вызвано обнаружением сланцевых месторождений в США и глобальной пандемией, которая привела к значительному спаду экономической активности и падению цен на нефть. Возникшие изменения на рынке вынудили международные и национальные нефтегазовые компании снизить свои капитальные затраты в общей сложности более чем на 500 млрд долларов США в ближайшие пять лет. В 2020 году количество принимаемых окончательных инвестиционных решений по крупным проектам во всем мире снизится на 75% по сравнению с предыдущими тремя годами. В случае сохранения текущей ситуации ожидаются отсрочки по проектам в последующие годы. Следует еще раз подчеркнуть, что низкие цены на нефть будут сохранены в течение нескольких лет. Таким образом, будет наблюдаться сохранение жесткой конкуренции за капитал во всем мире. Несмотря на это, Казахстан не остается в стороне и активно борется за привлечение иностранных инвестиций в страну.
Справедливо будет отметить, что сегодняшние достижения являются результатом большой работы, проделанной в течение последних тридцати лет. С момента обретения независимости Республика Казахстан достигла значительных успехов в развитии нефтегазовой отрасли при поддержке иностранных инвесторов, что позволило стране стать важным и уважаемым игроком на международном нефтегазовом рынке. На протяжении последних двух десятилетий в казахстанскую нефтегазовую отрасль ежегодно инвестировалось в среднем 10 млрд долларов США. Ожидается, что при отсутствии решительных совместных действий по привлечению капитала в крупные проекты и в разведку новых месторождений со стороны правительства Республики Казахстан и иностранных инвесторов, этот показатель может значительно сократиться.
На сегодняшний день потенциальное развитие Фазы 2 на месторождении Кашаган является единственным крупным проектом, способным поддержать высокий уровень капиталовложений в 2020-х годах. Если не учитывать этот проект, к 2025 году объем ежегодных инвестиций в нефтегазовый сектор может упасть до 3 миллиардов долларов США или и того ниже. Бен ван Берден, главный исполнительный директор Royal Dutch Shell plc, сообщил об этом Президенту Республики Казахстан, выступая от имени международных нефтегазовых компаний, во время заседания в рамках Совета иностранных инвесторов, которое состоялось 18 ноября 2020 года.
Вторая фаза разработки месторождения Кашаган еще не утверждена, и на сегодняшний день не существует планов по реализации других крупных проектов подобного масштаба в Казахстане. Нет других проектов стоимостью 10 или более миллиардов долларов США. Если учитывать специфику нефтегазового сектора, с момента выдачи лицензии до получения первой нефти может пройти от 10 до 15 лет. Поэтому именно сейчас очень важно осуществить инвестиции, чтобы успеть получить прибыль и создать ценность как для инвесторов, так и для Республики Казахстан.
– Господин Оливье Лазар, благодарим Вас за интервью и желаем плодотворной работы на Северо-Каспийском проекте!
– Благодарю Вас за вопросы. Я очень рад и горжусь тем, что мне посчастливилось жить и работать в Казахстане. Я и моя супруга получаем огромное удовольствие и море положительных впечатлений от страны и ее гостеприимного народа. Я верю в светлое будущее Казахстана, и я уверен, что вместе с Республикой мы сможем реализовать еще много интересных и впечатляющих проектов во благо страны и ее населения. Желаю вашему журналу творческих успехов, а вашим читателям крепкого здоровья в это нелегкое время!
Конец мая 2021 года