Эксклюзив
Новые министры энергетики и экологии, новый аким в Мангистау
Осенний политический сезон в Казахстане стартовал с кадровых перестановок в правительстве и на местном уровне. В начале сентября в стране сменились министры энергетики и экологии и аким одного из основных нефтедобывающих регионов – Мангистауской области.
Аким трёх регионов
7 сентября в качестве нового главы Мангистауской области был представлен Нурлан Ногаев, освобожденный указом президента от поста министра энергетики Республики Казахстан. Уникальный случай: Нурлану Аскаровичу единственному удалось поруководить всеми тремя нефтедобывающими западными регионами страны. В 2012 году он сменил на посту акима Западно-Казахстанской области своего многолетнего патрона, наставника и шефа Бактыкожу Измухамбетова, назначенного акимом Атырауской области. Четыре года спустя, когда Измухамбетов ушел в мажилис парламента, Ногаев переехал в кабинет руководителя в Атырау, откуда в декабре 2019-го улетел в Нур-Султан в министерское кресло. И вот – пост акима Мангистауской области, пожалуй, самой проблемной из всех трёх – вот и в нынешнем году уже на протяжении нескольких месяцев в регионе бастуют рабочие самых разных добывающих и нефтесервисных компаний, требуя повышения зарплаты.
Канат Бозумбаев, ныне помощник президента страны Касым-Жомарта Токаева по нефтегазовым вопросам (и, по сведениям из кулуаров, оппонент Ногаева) за три года руководства министерством смог решить немало застарелых проблем отрасли, главной из которых была обеспеченность внутреннего рынка ГСМ. Именно под его руководством была завершена, наконец, длившаяся долгих 11 лет модернизация отрасли нефтепереработки. Все три отечественных НПЗ были кардинально модернизированы, в результате чего мощности по переработке увеличились на 20%, производство бензина – на 70%, дизельного топлива – на 20%, и авиакеросина – в 2,4 раза. С завершением модернизации страна впервые за годы независимости полностью закрыла внутренние потребности в бензине и дизельном топливе.
Но несколько проблемных вопросов он оставил своему преемнику. Главный из них – розничные цены бензина и дизельного топлива, которые делают невыгодными поставки нефти добычниками на переработку внутри страны. Учитывая, что Казахстан семимильными шагами идет в общий рынок нефти, газа и нефтепродуктов Евразийского экономического сообщества, цены на бензин, дизтопливо и сжиженный газ неминуемо должны вырасти, если не до уровня мировых, то, как минимум, до российских.
Понятно, что тема эта болезненная, грозящая социальным недовольством, и потому неудивительно, что ни один министр не рвется поставить ради решения этого вопроса на кон свою репутацию. Нурлан Ногаев – не исключение. Он только ускорил процесс либерализации рынка ГСМ, запустив биржевые торги сжиженным газом и пока небольшими объемами бензина. А в качестве противодействия перетокам горючего в соседнюю Россию, где цена его значительно выше, активно использовался механизм закрытия границ.
Ещё весной 2019 года министр Бозумбаев заявлял, что уже в первом полугодии того же года Казахстан начнёт экспорт отечественного бензина. В итоге он начался, но позже (см. «Затянувшийся старт», Petroleum, №6 (120), декабрь 2019 г.). По данным статистики, в 2020 году из страны на экспорт было отправлено 493,6 тысяч тонн бензина (в 2019 году – 180,7 тысяч тонн) и 175,9 тысяч тонн дизтоплива. Крупнейшим импортёром казахстанских нефтепродуктов в прошлом году стал Узбекистан, куда была отгружена почти половина объёмов. Поставки также осуществлялись в Кыргызстан, Таджикистан и в Грузию. 46,3 тысячи тонн казахстанского бензина через российские порты Тамань и Новороссийск были экспортированы в Европу.
Министр Ногаев продолжил и завершил решение ещё нескольких проблемных вопросов. Под его руководством был завершён спор о разделе прибыли с акционерами Карачаганакского консорциума. 14 декабря 2020 года было объявлено о подписании Соглашения о завершении по урегулированию спора. В рамках этого соглашения:
- консорциум КПО осуществляет финансовую выплату Казахстану в размере 1,305 млрд долларов США;
- стороны согласовали окончательную методику раздела продукции, в результате чего Казахстан до 2037 года дополнительно получит до 600 млн долларов при цене на нефть 40-50 долларов за баррель;
- стороны одобрили начало реализации инвестиционного Проекта Расширения Карачаганака-1(А) с целью дальнейшего поддержания полки добычи на месторождении.
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.