KAZENERGY-KIOGE
25 лет – Поток нормальный!
Четверть века назад Казахстан и Россия совместно с международными нефтяными компаниями положили начало Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК). Этот проект обеспечил крупнейший маршрут транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки.
Сегодня пропускная способность КТК превышает 64 млн тонн в год. Только за 2020 год консорциум уплатил в республиканский и местный бюджеты Республики Казахстан около 45 млрд тенге, а за последние пять лет – почти 155 млрд тенге. Кроме того, консорциум ежегодно тратит по 3 млн долларов на благотворительные и социальные проекты в Атырауской области.
Как всё начиналось
В 1996 году нефтяные гиганты, в числе которых были Chevron, British Gas, Agip, Mobil, «Лукойл», «Роснефть»/Shell, «Казахойл»/Amoco, Oryx и правительства Казахстана и России подписали договор акционеров. Компании обязались профинансировать строительство и ввод в эксплуатацию первой очереди нефтепроводной системы, соединяющей Тенгиз – одно из крупнейших казахстанских месторождений – и черноморский порт Новороссийск. Этот документ сформировал КТК в его современном виде.
Трубопровод протяженностью 1511 километров проходит от Тенгиза по Атырауской области, и далее по четырем регионам Российской Федерации: Астраханской области, Республике Калмыкия, Ставропольскому и Краснодарскому краям. Первая нефтеперекачивающая станция (НПС) по маршруту трубопровода называется «Тенгиз» и принимает нефть с этого месторождения. На НПС «Атырау» принимается нефть Кашаганского и Карачаганакского месторождений, далее в систему поступает нефть с месторождения имени Филановского и других российских месторождений. Заканчивается путь нефти на берегу Чёрного моря, где на морском терминале под Новороссийском нефть отгружается на танкеры и экспортируется по всему миру.
Договор акционеров был подписан в 1996 году, к строительству трубопровода приступили в мае 1999 года, а в 2001 году в трубопровод впервые поступила нефть с Тенгиза. Уже спустя три года КТК вышел на первоочередную пропускную мощность – 28,2 млн тонн в год. С конца 2009 по 2018 годы консорциум успешно реализовал Проект расширения, благодаря чему пропускную способность удалось довести до 67 млн тонн нефти в год.
Следующая планка – 80 млн тонн ежегодно. Чтобы достичь её, в мае 2019 года консорциум запустил Программу устранения узких мест. Её завершение ожидается к 2023 году.
Приоритеты бизнеса
Одна из приоритетных задач руководства КТК – при работе производственных объектов снижать воздействие на окружающую среду. Такой подход внедрялся ещё на этапе проектирования нефтепроводной системы. Например, на объектах КТК установлены специальные резервуары для хранения нефти с плавающими крышами. Это позволяет снизить выбросы паровой фракции углеводородов на 90%.
Консорциум также реализует ряд программ по сохранению и увеличению биоразнообразия. В частности, в Казахстане КТК выделяет средства на сохранение и увеличение популяции сайгаков.
Другое важное направление – социальные проекты КТК. Они ориентированы на поддержку сфер здравоохранения, образования, культуры. Консорциум также регулярно оказывает помощь ветеранам, инвалидам, малоимущим слоям населения. По данным КТК, за 20 лет сумма социальных инвестиций АО «КТК-К» превысила 11 млрд тенге.
Проект расширения мощности КТК, реализованный с 2009 по 2018 годы, включал также дополнительные средства на финансирование строительства социальных объектов вблизи Морского терминала, а также в районах, где появились новые или модернизировались действующие нефтеперекачивающие станции. На территории Казахстана на эти цели было израсходовано около 3 млрд тенге.
2021 год ознаменовался еще одной важной вехой для КТК – в июне консорциум впервые в своей истории выплатил акционерам дивиденды. Общая сумма дивидендов за IV квартал 2020 года и I квартал 2021 года составила 665 млн долларов США. Выплата дивидендов стала возможна, потому что КТК полностью погасил свои обязательства перед акционерами, которые в 1997 году предоставили заёмные средства для финансирования строительства трубопровода.
Самый благоприятный инвестиционный климат в стране, который удалось создать международному консорциуму, позволил с 2001 года прокачать более 800 млн тонн казахстанской нефти на международный рынок.