Проекты
Нефтепродукты идут на биржу
Авиакеросин
29 сентября на площадке АО «Товарная биржа «ЕТС» состоялись первые в Казахстане биржевые торги авиатопливом. В ходе торговой сессии продано авиакеросина на 278 млн тенге, по цене от 224,4 тысячи до 227,8 тысяч тенге за тонну, сообщает Биржевой комитет Агентства по защите и развитию конкуренции Казахстана.
«Общий объём торгов на 4 покупателей составил 1 235 тонн при денежном обороте 277,8 млн тенге», – говорится в отчёте на официальном сайте агентства. Согласно биржевой информации, средневзвешенный индекс авиатоплива марки PT производства Атырауского НПЗ составляет 227 766 тенге за тонну, Павлодарского нефтехимического завода – 224 400 тенге за тонну, марки ТС-1 производства завода «ПетроКазахстан Ойл Продактс» – 224 400 тенге за тонну. Авиакеросин – уже четвёртая позиция из числа продуктов нефти и газа, продаваемая через биржу, после бензина, сжиженного нефтяного газа и битума.
Биржевые торги
Биржевые торги как форма торговли нефтепродуктами были запущены в Казахстане в марте 2021 года. В соответствии с планом мероприятий по реализации Послания президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева от 1 сентября 2020 года был расширен перечень продуктов для биржевой торговли. После этого нужно было внести изменения в действующее законодательство, в частности, определить перечень бирж для проведения торгов нефтепродуктами, ведь смысла распыляться на все 18 действующих в стране биржевых площадок смысла не было. Для этого были внесены поправки в Закон Республики Казахстан «О товарных биржах».
Изначально предполагалось, что до конца 2021 года через биржу будет реализовываться 10% произведённого в стране бензина, дизтоплива, авиатоплива и битума. Стратегическая цель, прописанная в Национальном плане по развитию конкуренции – выход на объёмы биржевых продаж к 2025 году в 20% от производимых нефтепродуктов.
Проведение торгов призвано способствовать развитию конкуренции, повышению прозрачности рынка и понятных и более объективных механизмов ценообразования. Председатель комитета нефтегазовой промышленности президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Данияр Абулгазин говорит, что для стабилизации цен на бензин и дизтопливо в стране и привлечения на биржу игроков необходим нормальный экономический инструмент формирования цены, в котором должны учитываться все затраты: на добычу, доставку сырья на завод, производство, доставку нефтепродуктов на базы и далее реализацию в розницу.
Как говорит Нуржан Бегалин, генеральный советник Биржевой ассоциации Казахстана, конкретных причин, почему биржевая торговля нефтепродуктами началась именно сейчас, две: одна внешняя, другая внутренняя. Биржевая торговля повышает эффективность любого товарного рынка. После завершения модернизации всех трёх нефтеперерабатывающих заводов Казахстан стал полностью закрывать потребности внутреннего рынка ГСМ, пришла пора упорядочить правила игры на нём. Внешние обстоятельства – участие Казахстана в торговых союзах с партнёрами, в первую очередь, с Россией. К 2025 году предусматривается объединение энергетических рынков России, Казахстана, Беларуси, Армении и Кыргызстана в рамках Евразийского экономического союза. Это предполагает взаимопроникновение как участников рынка, так и переток нефтепродуктов.
Де-юре и де-факто стремительными темпами создаются условия для конкуренции между энергетическими секторами разных стран. Готовиться к конкуренции нужно заранее. Сегодня разница между стоимостью высокооктанового бензина на АЗС Казахстана и России составляет до 100 тенге, что приводит к вывозу ГСМ по «серым схемам» и периодически возникающим ситуациям с дефицитом топлива в Казахстане.
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.