Новые технологии
«Зелёный» водород в мире и в Казахстане
Одним из ключевых топливных ресурсов, помимо природного газа и энергии солнца и ветра, в будущем станет водород. По мнению аналитиков, спрос на него в ближайшие 20-30 лет будет расти по мере перехода мировой экономики к низкоуглеродному развитию.
В подготовленном компанией BP сценарии нулевого углеродного следа прогнозируется, что мировое потребление H2 составит 16% мирового энергобаланса, причем в промышленности его доля достигнет 18%, в транспортном секторе – 10%. Схожие прогнозы у глобальной инициативы Hydrogen Council, которая ожидает, что к 2050 году водород займет 18% в конечном потреблении, сформировав рынок емкостью 2,5 трлн долларов США.
При нынешней себестоимости производства основные производители водорода – газовики (т. н. «голубой» водород), генерирующие его методом паровой конверсии метана, но в BP ожидают, что к 2050 году до половины производства этого вида топлива может сформировать «зелёный» водород, произведенный методом электролиза из электроэнергии, выработанной возобновляемыми источниками энергии.
Развитые страны мира активно идут в направлении водородного будущего. Европейский союз заявил о намерении до 2024 года поддержать строительство электролизеров на ВИЭ мощностью минимум 6 ГВт, которые обеспечат производство 1 млн тонн «зелёного» водорода.
Германия
Правительство Германии в июне 2020 года утвердило Национальную водородную стратегию стоимостью 9 млрд евро. Её основная задача – совместить дальнейшее индустриальное развитие страны и защиту глобального климата. Тактическая цель – выполнение обязательств по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов до 2030 и 2050 годов, взятых на себя Германией и Евросоюзом в рамках Парижского соглашения по климату.
Документ содержит 38 политических, законодательных, налоговых и финансовых мер обеспечения широкомасштабного плана поддержки экологичных водородных технологий в самых разных сферах: не только в электроэнергетике, на автомобильном и железнодорожном транспорте, но и в чёрной металлургии, нефтехимии, авиации.
В нынешнем году Германия сделала новый шаг по пути к объявленной цели – стать одним из мировых лидеров водородной экономики. Как сообщает Deutsche Welle, правительство выделило 290 млн евро на создание и финансирование до 2024 года четырех инновационно-технологических центров (ITZ), которые займутся разработкой водородных технологий для транспортной сферы: легковых и грузовых автомобилей, поездов, речных и морских судов, самолетов. «Эти центры будут учитывать различные потребности промышленности и сосредоточатся на разных задачах», – пояснил в интервью изданию министр транспорта и цифровой инфраструктуры ФРГ Андреас Шойер (Andreas Scheuer).
Стремясь совместить решение задач как инновационной, так и региональной политики, министерство решило распределить бюджетные средства между Западной, Восточной, Северной и Южной Германией, направив средства, преимущественно, в средние и даже небольшие города.
Так, один из четырех центров, южный, разместится в городке Пфаффенхаузен, насчитывающем всего около 5 тысяч жителей. Но именно сюда будет направлена львиная доля выделенных средств – до 100 млн евро. Основной специализацией этого инновационно-технологического центра станет разработка водородных решений для легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. Тем более, что отсюда менее 100 километров до Мюнхена, где расположены штаб-квартиры и головные заводы автоконцерна BMW и производителя грузовиков и автобусов MAN. Обе компании активно переходят сейчас на электромобили, но не исключают выпуск машин, работающих на водороде. Другой специализацией баварского центра, указывает министерство, станет создание компонентов и технологий для самолетостроения, в том числе для легких летательных аппаратов. Ведь в Баварии сейчас бурно развивается аэрокосмическая отрасль.
На западе Германии новый центр разместится в Дуйсбурге. В этом городе на Рейне с полумиллионным населением находится крупнейший в Европе речной порт, так что одним из направлений научных и конструкторских работ станет обслуживание судоходства и, возможно, судостроения. Но здесь будут заниматься также поиском технологических решений для железнодорожных и автомобильных грузовых перевозок.
На востоке страны, в федеральной земле Саксония на территории бывшей ГДР, водородный инновационно-технологический центр разместится в Хемнице по соседству с Техническим университетом (TU Chemnitz) и двумя институтами прикладных исследований Общества имени Фраунгофера (Fraunhofer Gesellschaft), один из которых, к примеру, работает в области станкостроения. Специализацией Саксонского центра станет, в частности, железнодорожный транспорт: локомотивы и трамваи, а также грузовики, строительные и сельскохозяйственные машины.
Четвертый, северный центр, станет, скорее, кластером, поскольку он разместится не в одном, а сразу в трех точках: в Гамбурге, Бремене/Бремерхафене и Штаде. Вполне естественно, что в этих портовых городах на берегу Северного моря одним из основных направлений предстоящих исследований станет морское судоходство.
Однако в этом регионе сосредоточены также предприятия немецкой аэрокосмической отрасли, принадлежащие, в частности, европейскому концерну Airbus. Поэтому другой специализацией северного кластера станет авиастроение. К тому же именно в этом регионе еще в 2018 году впервые в мире стали тестировать две водородные электрички, после чего региональная железнодорожная компания заказала 14 таких поездов, которые начнут поступать в конце 2022 года. Теперь на повестке дня – использование H2 для грузовых железнодорожных перевозок.
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.