Зелëная энергия и устойчивое развитие
Казахстан обладает неисчерпаемым солнечным и ветровым энергетическим потенциалом

На вопросы Petroleum отвечает Арман Кашкинбеков, почётный генеральный директор и член совета директоров Ассоциации возобновляемой энергетики Казахстана, член Национального совета общественного доверия, сооснователь и почетный член Ассоциации BOLASHAQ.
– Согласно докладу Всемирного экономического форума, в рейтинге перехода к новым источникам энергии за 2021 год Казахстан занял лишь 83-е место среди 115 стран-участниц рейтинга. Как видим, похвастать пока нечем. Почему, на Ваш взгляд?
– Как говорится, поспешишь – людей насмешишь. Казахстан выбрал свой конкретный путь развития «чистой энергетики», отличный от многих стран. Концепция по переходу к «зелёной экономике», утвержденная в 2013 году, четко определила параметры развития возобновляемых источников энергии: 3% к 2020 году, 10% (теперь 15%) – к 2030 году, 50% к 2050 году. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев внес коррективы на недавнем, прошедшем в конце мая 2021 года, большом совещании по энергетике: доля ВИЭ к 2030 году была увеличена с 10% до 15%, а к 2060 году – до 80%, где возобновляемые источники и газ должны превалировать, что также отражено в принятой на заседании Высшего совета по реформам стратегии низкоуглеродного развития.
Наша страна, как известно, базируется на угольной генерации, доля которой достигает 70%, причем основные фонды – ТЭЦ и ГРЭСы, а также сети – давно изношены, морально и физически устарели, и подлежат немедленной реновации. Поэтому вопрос готовности страны к переходу на чистые источники энергии необходимо рассматривать комплексно.
Есть вполне обоснованное предложение по разработке страновой концепции по развитию энергетики, включая возобновляемую и альтернативную энергетику, скажем, на 10-летний период, хотя чем дальше, тем лучше. Минэнерго Казахстана, по поручению президента Токаева, ведет обновление и корректировку энергетического баланса до 2035 года. Работа непростая, но очень востребованная временем. Случившиеся веерные отключения – тому, к сожалению, подтверждение.
Кроме того, мир не стоит на месте и, как известно, научно-технический прогресс еще никому и никогда не удавалось не то чтобы остановить, но даже приостановить. Появляются так называемые альтернативные источники, такие как водород, промышленные газы, газометан угольных пластов и другие. Все они очень актуальны для промышленного и очень энергоемкого Казахстана. В связи с чем, в феврале 2021 года на заседании Национального совета общественного доверия президент поручил правительству разработать соответствующий законопроект. Срок – до конца 2022 года, принятие – первый квартал 2023 года, то есть ждать его осталось недолго.
Он значительно поможет нашим промышленным предприятиям в их неизбежной трансформации и переходе на «зелёные рельсы», позволит сохранить, в какой-то степени, конкурентоспособность производимой продукции на мировых рынках, а значит, увеличить количество рабочих мест и обязательные платежи в бюджет.
Особые дискуссии сейчас идут вокруг возможного использования мирного атома в Казахстане. Вопрос непростой, учитывая «радиофобию» среди населения, вполне оправданную вследствие работы на территории республики Семипалатинского ядерного полигона – большой трагедии казахского народа. Тем не менее, правительство и Фонд национального благосостояния активно занимаются данным вопросом. Хочется верить, что итоговое решение или предложение будет вынесено в публичное пространство для широкой дискуссии.
Рейтинги же бывают, как известно, разные. На них стоит, конечно, обращать внимание, но действовать следует по своему национальному, разумному плану.
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.