Зелëная энергия и устойчивое развитие
О стратегической дилемме нефтегазовых компаний в процессе энергоперехода
Ольга Савенкова, старший аналитик департамента исследований Upstream Rystad Energy
Существуют разные прогнозы инвестиций в сектор разведки и добычи углеводородов при различных сценариях спроса на нефть. В среднесрочной перспективе мы не ожидаем восстановления инвестиций в разведку и добычу до предкризисного уровня, несмотря на стабилизацию цен.
Это связано с тем, что многие нефтегазовые компании либо перенаправляют инвестиции в низкоуглеродные проекты, либо приоритезируют выплату дивидендов и таким образом перераспределяют свой свободный денежный поток, который в прошлом году достиг рекордных показателей для мировой отрасли разведки и добычи. Инвестиции в низкоуглеродное направление растут, так как многие компании поставили перед собой цель достичь углеродной нейтральности к 2050 году, а некоторые – к 2030 году. И, соответственно, для достижения этой цели их инвестиции будут перенаправляться в диверсификацию и в снижение углеродного следа.
Энергопереход – многогранная тема, поскольку не существует единого подхода к достижению целей устойчивого развития как для компаний, так и для отрасли в целом. Мы изучили, как крупные нефтегазовые компании подходят к этому вопросу и систематизировали полученную информацию. Сегодня можно выделить три столпа энергетического перехода: диверсификация, устойчивое развитие портфеля и декарбонизация.
Диверсификация. Переходя к анализу диверсификации, мы видим, что всё больше и больше компаний инвестируют в чистую энергетику, в соответствии со своими обязательствами по декарбонизации. Крупные нефтегазовые компании уже озвучили, в каком объеме обещают вкладываться в низкоуглеродные направления в следующие 5-10-15 лет. И это весьма значительные инвестиции. Например, Shell к 2025 году планирует направить около 5 миллиардов долларов – 25% от общего бюджета – в низкоуглеродное развитие. Европейские компании, такие как BP, Repsol, Shell, Total планируют из нефтегазовых компаний трансформироваться в энергетические. И в связи с этим будут расширять бизнес во всех направлениях: возобновляемая энергетика, водород, захоронение CO2, хранение энергии, низкоуглеродное топливо.
В то же время американские компании намерены и далее сфокусироваться на нефти и газе, однако планируют при этом значительно снизить свой углеродный след, для чего сделать основными направлениями энергоперехода водород и улавливание/захоронение CO2. Последнее является ключевой технологией: 55 из 130 проанализированных крупнейших компаний из США, Канады, Европы, делают акцент на него в качестве опоры для своих стратегий декарбонизации.
Устойчивое развитие портфеля. Мне кажется, это направление наиболее важно для российских игроков. Оно включает в себя управление рисками энергетического перехода: доходным и стоимостным. В доходный включается непосредственно снижение цены на нефть, которое сужает свободный денежный поток компании, и риск снижения объема добычи в связи с тем, что некоторые месторождения станут нерентабельными из-за более низких цен на нефть, который присутствует во всех климатических сценариях. В таком случае возможен сценарий появления «невостребованных активов», которые не имеют ценности в климатическом сценарии.
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.