Эксклюзив
Как нам активизировать геологоразведку?
Курмангазы Исказиев – выпускник нефтяного факультета Казахского политехнического института им. В.И. Ленина по специальности «горный инженер-геолог». В 2006 году защитил в Томском политехническом университете (Россия) диссертацию с присвоением квалификации «кандидат геолого-минералогических наук». В 2021 году в Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина защитил диссертацию с присвоением учёной степени «доктор геолого-минералогических наук». Лауреат Государственной премии в области науки и техники им. Аль-Фараби, профессор кафедры «Поисков и разведки нефти и газа» Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина, академик Российской академии естественных наук (РАЕН).
Принимал активное участие в переговорах с мировыми нефтегазовыми компаниями по геолого-техническому анализу месторождений Казахстана, включая Тенгиз, Кашаган, Жетыбай, Каламкас, Узень, а также по морским блокам Н, Исатай, Женис, Хвалынское, Центральная. Под его руководством открыты новые залежи на месторождении Урихтау, а также на морском блоке Жамбыл (структуры Жамбыл, Жетысу).
При его непосредственном участии был принят вариант 10с дальнейшей разработки месторождения Тенгиз (ПБР), предложенный казахстанскими специалистами. Под его руководством в 2009 году успешно проведена геолого-техническая оценка по международным стандартам при приобретении «КазМунайГазом» АО «Мангистаумунайгаз», в 2014 году создан НИИ «Технологии Добычи и Бурения» «КазМунайГаза». В 2015 году в рамках трансформации АО «Эмбамунайгаз» при его непосредственном участии внедрен проект «Интеллектуальное (цифровое) месторождение Уаз».
Награжден орденом «Құрмет», юбилейной медалью «Қазақстан Республикасының Тәуелсіздігіне 20 жыл», медалью «Қазақстан Республикасының Тәуелсіздігіне 25 жыл», знаками «Почетный разведчик недр РК» и «Заслуженный деятель нефтегазовой отрасли», почетный гражданин Атырауской области.
Согласно оценкам авторитетной консалтинговой компании IHS Markit, представленным в Национальном энергетическом докладе 2021 года, по состоянию на конец 2020 года остаточные доказанные и вероятные (2P) запасы нефти в Казахстане составляли 26,5 млрд баррелей (около 3,44 млрд тонн) – при этом их объём существенно не изменился по сравнению с оценкой на 2019 год, поскольку крупных месторождений в этот период открыто не было. Не добавляет оптимизма и значительное сокращение расходов на геологоразведку в течение 2020-21 годов, что было вызвано падением цен на нефть на мировых рынков вследствие пандемии Covid-19.
В то же время текущая ситуация в казахстанской геологической отрасли требует кардинальных изменений в её государственном управлении. О проблемах и вызовах отечественной геологии и путях их решения рассказывает доктор геолого-минералогических наук, лауреат Государственной премии РК, профессор кафедры «Поисков и разведки нефти и газа» Российского Государственного Университета (НИУ) нефти и газа им. И.М. Губкина, заместитель председателя правления нацкомпании «КазМунайГаз» Курмангазы ИСКАЗИЕВ.
Наиболее важными и базовыми для Республики Казахстан являются нефтегазовая и горно-металлургическая отрасли промышленности, от успешного развития которых зависит экономическая независимость страны. Основой для укрепления и развития этих отраслей промышленности, в долгосрочной перспективе, является минерально-сырьевая база, для развития которой, в настоящее время, необходимо кардинальное укрепление органов государственного управления геологической отрасли Казахстана.
Как известно, мощная минерально-сырьевая база Казахстана создавалась в течение многих десятилетий под руководством Министерства геологии СССР и Министерства геологии Казахской ССР. Специфика геологической отрасли заключается в том, что, во-первых, она является по определению затратной, во-вторых, продолжительность геологоразведочных работ (ГРР) от начальной подготовительной фазы до открытия месторождений может составлять от 5-7 до 10-15 лет.
При этом объективно существуют геологические риски, определяющие среднестатистический коэффициент успеха коммерческого открытия месторождений. Этот коэффициент успеха на слабо изученных территориях осадочных бассейнов составляет 15-18%, в районах с доказанной нефтегазоносностью – до 30%, а на разведочных участках вблизи действующих месторождений – до 80-90%.
В 80-х годах прошлого столетия в Казахстане наблюдался существенный рост объемов геофизических и буровых работ на поиски и разведку месторождений нефти и газа. При этом рост бюджетных средств был обеспечен за счет перераспределения Министерством геологии СССР доходной части бюджета, создаваемой на месторождениях Западной Сибири. В результате были открыты такие крупные месторождения, как Тенгиз, Карачаганак, Жанажол, Кумколь, основное освоение которых происходило в 90-е годы.
Стоит отметить, что открытие крупнейшего месторождения Кашаган было спрогнозировано впервые в конце 80-х годов в результате сейсмических исследований трестов «Эмбанефтегеофизика», «Южморнефтегеофизика» (г.Геленджик). Однако на сегодня сложные природно-географические и горнотехнические условия, а также удаленность от основных нефтяных рынков мира объективно делают реализацию Северо-Каспийского проекта (СКП) относительно низкорентабельным, сложным в научно-техническом отношении. Остаются не до конца решенными комплексные вопросы обеспечения экологической безопасности при разработке месторождений углеводородов (УВ) в условиях замкнутого Каспийского моря.
В результате принятой инвестиционной политики в недропользовании, значительная и наиболее перспективная для поисков полезных ископаемых часть территории страны оказалась разделенной на сотни контрактных территорий.
Прикрываясь известным и не всегда правомерно применяемым принципом конфиденциальности, недропользователи по своему усмотрению определяют сроки и объем передаваемой контролирующим органам информации о результатах проведенных работ. Новая геологическая информация оказалась закрытой для обобщения и анализа в научно-исследовательских организациях страны с целью системного государственного геологического изучения недр. Возникший информационный вакуум не позволяет качественно выполнять анализ вновь получаемых результатов геологоразведки как по отдельным объектам, так и по целым регионам и подготавливать для государственных органов адекватные рекомендации по стратегии восполнения минерально-сырьевой базы и дальнейшим направлениям работ.
На современном переходном к рыночной экономике этапе четко обозначилось значительное уменьшение подготовленных перспективных структур, являющихся резервом минерально-сырьевой базы страны. Наблюдаются серьезные нарушения и отклонения от научно-обоснованной последовательности этапов проведения ГРР, технологий и регламентов разработки твердых ископаемых и углеводородных месторождений, контроль за которыми возможен только на основе комплекса геолого-геофизических мероприятий и лабораторных исследований, включая анализ геологических и гидродинамических моделей месторождений.
Уменьшение фонда перспективных структур явилось следствием резкого снижения финансирования геологоразведочных работ со стороны государства, отсутствием единой государственной политики. Далее это привело к уменьшению количества открываемых месторождений.