Зелëная энергия
ESG и углеродные проекты для Казахстана
Георгий Сафонов, директор Центра экономики окружающей среды НИУ «Высшая школа экономики» (Россия), международный эксперт ОЭСРНекоторое время назад в России появилась и медленно, но поступательно начала обсуждаться и, что главное – внедряться концепция ESG. Это аббревиатура от слов Environmental, Social, Governance означает совокупность характеристик управления компанией, отражающих её участие в решении экологических, социальных и управленческих задач.
Есть три критерия, характеризующие концепцию ESG. Первый блок –экологическая часть – включает вопросы загрязнения окружающей среды, выбросов парниковых газов, использования природных ресурсов, соблюдения природоохранного законодательства.
В социальный раздел включены такие вопросы, как отношение к персоналу, поставщикам, клиентам и партнерам, здоровье и безопасность работников, (не)использование детского труда (что явилось серьезным вызовом для многих компаний, например, производителей кофе), профессиональное развитие работников, минимизация вредных условий труда, соблюдение прав человека.
К разделу управленческих относятся эффективность руководства, обоснованность оплаты труда руководителей, соблюдение прав акционеров, качество аудита, (не)участие в коррупции и мошенничестве.
Для чего компаниям нужно соответствовать стандартам ESG? В первую очередь, для снижения рисков, связанных с экологическими вопросами, вопросами внешнего или национального углеродного регулирования. Когда мы не знаем ничего про компанию (в частности, насколько у неё большой углеродный след), мы можем опасаться того, что в случае введения цены на углерод на высоком уровне может так оказаться, что компания будет убыточной.
В равной степени это относится и к природоохранным вопросам. История знает немало случаев, когда компания традиционно работала и работала, ничего особенно не предпринимая по экологическим вопросам, а потом в какой-то момент получала огромный штраф. И вот тогда у компании появлялись сложности.
Второе преимущество ESG – лояльность клиентов, партнеров и инвесторов. Если вы отчитываетесь, раскрываете информацию по трем направлениям, к вам будет доверие. Это связано с улучшением деловой репутации компании, но это может стать и важным моментом снижения затрат при привлечении заемных средств – для более «зелёных» и более социально ответственных компаний ставки по кредитам уже ниже, чем для обычных.