Нефтепереработка и нефтехимия
«Зелёный водород», биодизель, LNG - будущее казахстанского ТЭК
На вопросы Petrolеum отвечает Азамат Кожанов, управляющий директор подразделения Investment Task Force, АО "НК "Kazakh Invest"
– Азамат Кадырханович, какова сейчас ситуация на рынке прямых иностранных инвестиций?
– Это, наверное, один из самых часто задаваемых вопросов на сегодняшний день, с учетом социально-политических событий в январе текущего года в Казахстане и текущей геополитической ситуации в регионе.
После трагических январских событий нам было важно сохранить уверенность текущих инвесторов, прорабатывавших ряд инициатив в Республике Казахстан. Будучи подведомственной компанией Министерства иностранных дел Казахстана, мы на уровне правительства занимаемся сопровождением инвестиционных проектов.
Так получилось, что в рамках нашего мандата ключевые private equity сделки с иностранным участием проходят через нас. Мы выступаем в качестве стратегических консультантов для иностранных инвесторов при проработке тех или иных инициатив и проектов. Поэтому нам важно было донести основной посыл, адресованный международному сообществу от имени Главы государства, до каждого инвестора, что все обязательства государства перед иностранными инвесторами остаются непоколебимыми и будут выполнены, согласно договоренностям.
Мы, соответственно, уведомили всех инвесторов, согласно нашему пайплану, и результаты, если честно, приятно удивили. Из 70 крупных потенциальных сделок с участием иностранного капитала, только лишь один инвестор уведомил о приостановке проекта. Но и то спустя полтора месяца возобновил переговоры.
Здесь нужно отдать должное МИД Республики Казахстан в лице заместителя премьер-министра – министра Мухтара Тлеуберди, так как была проделана кропотливая работа по межгосударственным консультациям, встречи с бизнес-сообществом всех стран, имеющих исторические и текущие экономические интересы в Казахстане.
Могу констатировать, что инвестиционный климат постепенно восстановился. Справедливости ради нужно сказать, что инвесторам всегда был интересен Казахстан. Ну а сейчас уже ни у кого не возникает сомнений о новом справедливом политическом курсе. Понятно, что это очень помогает в нашей работе.
Говоря о текущей ситуации, связанной со внешними факторами, мы видим, что уже происходит отток капитала из Российской Федерации. Иностранные компании либо замораживают свою деятельность, либо закрывают компании или перепродают их. Кто-то передаёт свои компании в доверительное управление. Это так или иначе влияет и на нас. Влияет по-разному. Всё зависит от отрасли, профиля компании и т.д.
Некоторые крупные компании имея большие проекты в России, уже остановили эти инициативы, и кто-то начинает смотреть на другие возможности в регионе. Это тоже уже состоявшийся факт.
– Интересно… Вы упомянули о крупных инвестиционных проектах в вашем ведении. О каких проектах идет речь, если это не коммерческая тайна?
– Нет, это не тайна. За исключением инвестиционных проектов, которые еще не были озвучены самими инвесторами. Как вы понимаете публичные компании относятся к такого рода вопросам очень чувствительно.
Среди крупных инвестиционных проектов в перерабатывающей отрасли мы видим большой интерес в сфере АПК. Как вы знаете, и в сфере АПК есть проекты, связанные с топливно-энергетическим комплексом.
Если брать с точки зрения стратегического значения, то тут важную роль играют проекты в сфере транспорта и логистики. Данная отрасль приобрела особую актуальность в текущей ситуации. Если же говорить о проектах в сфере химии и газохимии, то здесь также есть интересные кейсы. Один из проектов – это проект сложных переделов, связанный с получением метанола и дальнейшей переработкой. Сейчас на финальной стадии находится вопрос выделения объёмов товарного газа, необходимого для производства. Компания уже получила технические условия. Новый вид продукции для страны. Сумма более 200 миллионов долларов США. Интересный кейс.
Другой проект также, по своей сути, новый вид продукции для страны – LNG. Компания-инвестор из Канады. Намеревается построить модульный завод в центральной части Казахстана. Но при этом основным потребителем продукции будут являться компании в сфере горно-металлургического комплекса, которые будут использовать продукцию в виде газомоторного топлива. Инвестор видит потенциальный спрос, сделано ТЭО.
Объемы инвестиций также среднего значения – около 150 миллионов долларов США на первом этапе. Но есть интересный факт. Инвестор планирует освоить месторождение и направлять объемы на переработку. То есть в будущем сырьевую базу инвестор планирует выстроить сам. Но на период становления проект ожидает поддержки со стороны государства. Вопрос непростой, так как напрямую связан с ценой на ресурс. Исторически это был один из системных вопросов отрасли.
Есть также и другие проекты, ранее озвученные в СМИ и прорабатываемые в рамках общего плана развития отрасли. Ну о них все знают.