Законодательство
Отдельные проблемы перехода к низкоуглеродной экономике: взгляд юриста нефтегазовой отрасли
Гадилбек Мурсалиев, член Казахстанской Ассоциации юристов нефтегазовой отрасли, магистр права, магистр экономики
Участие Казахстана в мероприятиях по сдерживанию изменения климата
Изменение климата представляет собой чрезвычайную глобальную проблему, выходящую за пределы национальных границ. Эта проблема требует принятия скоординированных решений на всех уровнях и осуществления международного сотрудничества, с тем чтобы помочь странам перейти к низкоуглеродной экономике.
Республика Казахстан принимает активное участие в решении данной проблемы. Так, наша страна одобрила Цели устойчивого развития ООН, ратифицировала десятки международных экологических конвенций, тем самым подтвердив свою приверженность глобальному курсу на формирование новой модели экономического роста с учетом «зеленых принципов» развития и переход на путь низкоуглеродного развития. В частности, президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в ходе Саммита по амбициозным задачам в связи с изменением климата в декабре 2020 года анонсировал намерение Казахстана достичь углеродной нейтральности к 2060 году.
Ключевым документом в данном вопросе является Парижское соглашение от 2015 г. Соглашение стремится удержать «повышение глобальной средней температуры до значительно ниже 2°C сверх доиндустриального уровня и продолжать усилия по ограничению повышения температуры до 1,5°C сверх доиндустриального уровня». По данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), достижение цели на 1,5°C потребует от стран сокращения выбросов во всех секторах экономики, а также увеличения абсорбции поглотителями, такими как природные решения (например, лесное хозяйство) и технологические решения (например, улавливание и хранение углерода).
В рамках Парижского соглашения все страны должны приложить максимум усилий в борьбе с изменением климата. При этом развитые страны имеют финансовые и прочие обязательства помогать развивающимся странам ускорить декарбонизацию экономик. Создан Зеленый климатический фонд наряду со множеством других глобальных и правительственных фондов развитых стран, которые могут финансировать проекты по митигации и адаптации уязвимых стран.
Каждая страна может применять свои собственные стратегии для достижения своего определяемого на национальном уровне вклада (ОНУВ). Все страны регулярно не реже, чем каждые 5 лет, должны обновлять свои ОНУВ в достижение температурной цели Парижского соглашения. При этом от всех стран ожидается регулярное повышение климатических амбиций. Снижение ранее заявленных обязательств по снижению выбросов парниковых газов неприемлемо. Такое действие приведет к выходу страны из Парижского соглашения с лишением доступа к любой международной донорской помощи, предусмотренной для декарбонизации экономики и адаптации к последствиям изменения климата.
Проблема изменения климата напрямую затрагивает и нашу страну. По прогнозам, в долгосрочной перспективе в Казахстане ожидается рост среднегодовой температуры на 2,4-3,1°С к 2050 году и на 3,2-6,0°С к 2100 году в сравнении со средними показателями за период 1980-1999 гг. Помимо этого, существуют серьезные проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, поэтому можно только приветствовать активное участие Республики Казахстан в международных программах по изменению климата. В то же время надо понимать, что цель руководства страны по достижению углеродной нейтральности к 2060 году очень амбициозна и не будет достигнута без конкретных целей и усилий по декарбонизации, без учета сложившейся структуры экономики, а также без сохранения инвестиционной привлекательности Казахстана.
Переход к низкоуглеродной экономике и инвестиционный климат
С момента обретения независимости Казахстан добился значительных экономических успехов. В контексте экономической глобализации и либерализации торговли, с углублением открытости Казахстана, богатые ресурсы недр и стабильная инвестиционная среда делают Казахстан привлекательной принимающей страной для зарубежных компаний. Несомненно, иностранные инвестиции принесли в Казахстан большой капитал, современные технологии и передовой управленческий опыт. Однако экономический рост Казахстана по-прежнему зависит, в основном, от традиционных отраслей с высоким уровнем загрязнения окружающей среды, и ожидается, что данная тенденция сохранится и в обозримой перспективе.
Это обстоятельство во многом определяет сложности в вопросе перехода Казахстана к низкоуглеродному развитию. Вполне очевидно, что государству надо как-то решать внутренний конфликт между ростом национальной экономики, которая полагается в основном на экспорт ископаемого топлива и внедрением комплекса мер по переходу к новой модели роста, при этом сохранив инвестиционную привлекательность, ведь известно, что без участия зарубежного капитала довольно сложно достигать намеченных экономических показателей и интегрировать страну в мировую экономику. Их привлечение может способствовать как решению экологических задач, так и достижению целей социально-экономического развития. Но для этого правительство должно улучшать базовые условия инвестиционного климата и не допускать дискриминации в отношении иностранных инвесторов.
Транснациональные корпорации сохраняют доминирующее положение в инвестиционной сфере в Казахстане. Роль иностранных инвесторов в экономике страны настолько велика, что практически невозможно обойтись без их участия и в вопросе перехода к низкоуглеродной экономике. Поэтому если для реализации государственных мер требуются финансовые вливания, то вполне естественно, что необходимо учитывать мнения инвесторов, которые делают значительный вклад в пополнение бюджета, и дополнительно реализуют из собственных средств разного рода мероприятия по внедрению зеленых технологий. Во первых, их присутствие дает возможность использования нематериальных активов, таких как знания о чистых технологиях и загрязнениях, контроль, который приводит к производству эффективных продуктов по сравнению с отечественными компаниями, потому что многонациональные бизнес-организации имеют передовые технологии энергосбережения и поглощения загрязнений.
Во-вторых, транснациональные корпорации обычно придерживаются высоких стандартов защиты окружающей среды, когда они ведут свой бизнес в своей стране. Таким образом, можно ожидать, что, когда они ведут свой бизнес за границей, такие организации, вероятно, будут поддерживать высокий уровень экологических стандартов, который они привыкли соблюдать в своей стране. Поэтому и стратегия развития и все реализумые законодательные акты и государственные меры должны учитывать интерес иностранных инвесторов, чтобы в погоне за «зеленой энергетикой» не нанести ущерб устойчивому экономическом развитию.