Эксклюзив
Триумфальная победа Токаева и рестарт политической системы Казахстана

20 ноября в Казахстане прошли внеочередные президентские выборы. Уверенную победу одержал действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев, набравший более 81% голосов. [1] Его конкуренты смогли заручиться поддержкой избирателей лишь на уровне 1-3%. Легитимность выборов подтвердили наблюдатели международных организаций (Исполком СНГ, МПА СНГ, ШОС, ПА ОДКБ, ОИС, ОТГ, ПА тюркских государств).
Высокая явка казахстанцев (около 70%) и низкий процент протестного голосования (кандидат «против всех» – на уровне 5%) позволяют говорить, что досрочные выборы стали убедительным вотумом доверия как самой фигуре Токаева, так и проводимому им курсу на построение «нового Казахстана». Сразу после выборов вновь переизбранный президент заявил о рестарте всей политической системы страны. Что ждет Казахстан после президентских выборов, чем завершится политическая реформа и как все это повлияет на развитие российско-казахстанских отношений?
Предпосылки победы

Ноябрьские выборы президента Республики Казахстан (РК) стали важным финалом в том бурном политическом слаломе, который сотрясал страну весь 2022 год. Напомним, что в январе Казахстан пережил волну массового социального протеста и кровавую попытку госпереворота, едва не обрушивших саму казахстанскую государственность. Все эти события серьезно изменили политический ландшафт: во-первых, они уменьшили влияние соратников первого президента Нурсултана Назарбаева и, во-вторых, создали предпосылки для трансформации всей политической системы.
После событий «трагического января» Касым-Жомарт Токаев сразу же стал фактически безальтернативным политическим лидером и центром новой консолидации общества. Социологи отметили резкий рост доверия населения как лично к Токаеву, так и к возглавляемому им институту президентства. Все остальные политические институты Казахстана – судебная и парламентская системы, исполнительная и силовые органы – по рейтингам остаются далеко позади. По сути, действующий президент получил не только всю полноту верховной власти, но и огромный кредит общественного доверия для реализации пакета масштабных реформ.
Важно, что Касым-Жомарт Токаев, имевший после «трагического января» карт-бланш на практически любые действия, остался верен предложенному им курсу на демократизацию политической системы. Сразу после завершения беспорядков Токаев анонсировал большие политические перемены по созданию «Нового Казахстана», затем в июне успешно провел референдум об изменениях Конституции РК. Отметим, что новая конституционная реформа не была подготовлена кулуарно, а стала результатом содержательного диалога власти с обществом и экспертами. Она учла актуальные потребности и запросы граждан, утвердила ряд важных новелл: создание Конституционного суда, новые формы выбора парламента и местного самоуправления – мажилиса и маслихатов.
В сентябре Токаев предложил очередные поправки в Конституцию РК, в том числе сокращение президентского срока – до одного избрания на семь лет. Региональные эксперты отмечают, что президент пошел на сокращение своих полномочий и ограничение срока правления ради создания сбалансированной и транспарентной государственной системы и формирования новой политической культуры.
Ранее отмечалось, что казахстанская власть извлекла из январских событий надлежащие уроки и стремилась купировать их первопричины – нарастающую бедность и архаизацию, а также элитные конфликты. Опытный политик Токаев чутко уловил и актуализировал главный запрос общества – на социальную справедливость и необходимость реформирования «забронзовевшей» политической системы. Поэтому основные усилия Касым-Жомарта Токаева были направлены на перезапуск институтов государства и создание прозрачной системы общественного контроля. Напомним, что его предвыборная программа называлась «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда» и включала в себя три базовых принципа: справедливое государство, справедливая экономика, справедливое общество. [2] Действующий президент стал методично распутывать накопившиеся проблемы и предлагать обществу конструктивные пути для их разрешения. Такое умение своевременно и адекватно отвечать общественным запросам на перемены является первым и главнейшим фактором для победы политического лидера.
Вторым фактором убедительной победы, конечно, является яркая политическая фигура самого Касым-Жомарта Токаева. Это блестящий интеллектуал, сильный и опытный политик, признанный как внутри страны, так и на мировой арене. Как дипломат высокого уровня и отличный переговорщик, казахстанский лидер провел серию встреч и саммитов, обеспечивших ему международную легитимацию выборов, причем практически всеми мировыми игроками. Аналитик Марат Шибутов обращает внимание на ценные качества Токаева как лидера – быть выше суетного, принимать стратегические решения и брать ответственность на себя. «Касым-Жомарт Токаев за три года своего президентства принял много разных решений, как и положено главе государства. Но его от других отличает следующее – он принимал трудные решения, которые никто больше не хотел принимать, хотя это и надо было по должности, а также принимал решения, которые ослабляют его собственную власть. Многие лидеры в этих вопросах не смогли переступить через свое эго и имидж, а он смог» – пишет Шибутов в своем Телеграм-канале.
Третьим фактором победы Токаева стала его впечатляющая способность не только консолидировать общество снизу, но и преодолевать разногласия в верхах. Раздрай в элитах, наглядно проявившийся в январской попытке госпереворота, сейчас уступил место сплочению политического класса ради сохранения государственности Казахстана и решения общих задач. В ходе предвыборной кампании ходило много разговоров о возможном реванше «старой гвардии» и формировании единой оппозиции вокруг одного из бывших политических тяжеловесов. Однако отставные политики проявили должное здравомыслие и предпочли не раскачивать государственный корабль в трудное время.
Наблюдатели в этой связи обращают внимание на весьма комплиментарное заявление Имангали Тасмагамбетова в поддержку Токаева на выборах 2022 года. Поскольку харизматичный политик Тасмагамбетов всегда был в числе главных преемников Нурсултана Назарбаева и затем рассматривался как серьезный кандидат в президенты, его обращение надлежит рассматривать как внутриэлитное признание Токаева в качестве общенационального лидера на последующий семилетний срок.
Причины внеочередных выборов

Отдельно следует рассмотреть те причины, по которым Касым-Жомарт Токаев предпочел пойти на внеочередные выборы именно в ноябре 2022 года, а не ждать окончания своего президентского срока в конце 2024 г. Среди них следует выделить три базовых фактора – внешнеполитический, социально-экономический и внутриполитический – как доминантный.
События «трагического января» подвигли президента Токаева действовать решительно и жестко. В казахстанском обществе он стал восприниматься сначала в знаковой роли «спасителя Отечества», а затем как интеллектуальный лидер, способный показать дорогу из политического тупика. Переход действующей власти в пассивный режим ожидания и снижение темпа внутренней политической активности могли привести к негативным последствиям. Например, к воссозданию единой фронды из прозападной оппозиции, недовольных элитных групп и религиозных радикалов. Материалы проводимого следствия доказывают, что именно эта «гремучая смесь» взорвалась в январе. Президент Токаев сделал решительную ставку на опережение и, как видим, оказался в выигрыше. После объявления досрочных выборов оппозиционные силы не смогли найти единого кандидата, и таким образом, стало невозможно оспорить лидерство Токаева.
Социально-экономический фактор был не менее значим. Поскольку растущее расслоение общества стало одной из первопричин «трагического января», тема социальной справедливости и борьбы с бедностью стала лейтмотивом в президентских посланиях и предвыборной программе Токаева. В настоящее время бюджет Казахстана позволяет реализовать неотложные меры из широкой популистской программы, но в ближайшем будущем с наполнением казны могут быть проблемы.
Антироссийские санкции и логистические запреты Запада способны больно ударить и по Казахстану, инфраструктурно тесно связанному с Россией. К примеру, более 80% экспорта казахстанской нефти проходит через терминалы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийске, которые могут стать объектом западного эмбарго или даже военной атаки. Маломощный маршрут через Каспий технически сложнее и дороже; по оценкам экспертов, он не сможет заменить КТК в ближайшие пять-семь лет. В такой неопределенной экономической ситуации перенос президентских выборов на текущий, более благоприятный год выглядит разумным и взвешенным решением.

Среди факторов, которые определили необходимость проведения досрочных выборов, не последнее место занимает внешнеполитический фактор. Точнее – фактор внешнего воздействия на политическую ситуацию в РК. Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев открыто рассматривает январские события как попытку государственного переворота в интересах западных игроков. По его мнению, прежнее руководство Комитета национальной безопасности (КНБ) планировало сценарий дестабилизации по следующей схеме: социальный протест – массовые митинги при «нейтралитете» КНБ и армии – «народное восстание» с участием организованных преступных группировок и религиозных экстремистов – создание прозападного «правительства народного доверия». Запасным сценарием заговора была радикализация и исламизация протеста, что грозило перерастанием в гражданскую войну и дестабилизацией всего региона. Планы заговорщиков были сорваны благодаря решительным действиям Токаева и своевременному вмешательству сил ОДКБ. Перенос выборов фактически лишает внешних игроков возможности спланировать новое вмешательство во внутренние дела Казахстана. [3]