Эксклюзив
Мы выступаем за подотчётность недропользователей перед народом – хозяином недр»
На вопросы издателя Petroleum Олега Червинского отвечает Нурлан Жумагулов, исполнительный директор Общественного фонда «Energy Monitor»
– Нурлан, долгие годы Вы занимались развитием казахстанского содержания в нефтегазовых проектах, работая в Союзе KazService. Недавно ушли и возглавили Общественный фонд Energy Monitor. Чем вызваны такие перемены в Вашей судьбе? Что это за фонд и чем он будет заниматься?
– Я и сейчас занимаюсь развитием казахстанского содержания и дальше буду поддерживать отечественный бизнес, ибо занимаюсь этим уже 13 лет. Может, это звучит банально и инфантильно, но я поверил в «Жаңа Қазақстан». Коль уж природные ресурсы принадлежат народу – должна быть подотчетность перед владельцами ресурсов и недр.
Очень много вещей, прописанных в Кодексе «О недрах и недропользовании», не исполняются на практике. Народ элементарно не понимает и не знает, какие блага получает и может получать от недр. Попробуйте запросить информацию по добыче нефти и газа в разрезе компаний – вас попросят за это заплатить, что абсолютно неприемлемо в отношении владельцев недр!
Одной из задач нашего фонда является объединение усилий, интеллектуального, творческого и делового потенциала местного сообщества для решения социально-экономических проблем, ускорения реформ, способствующих экономическому и социальному прогрессу в энергетическом секторе экономики Республики Казахстан. Я ведь не один, есть много со-товарищей и состоявшихся бизнесменов, которые хотят перемен в стране.
– В названии Вашего фонда мне понравилось слово «монитор» – мониторинг, контроль. Как, по-Вашему, может и должен осуществляться общественный, народный контроль за деятельностью нефтегазовых операторов, учитывая традиционную и понятную закрытость отрасли по причине коммерческой тайны, неразглашения чувствительной информации для публичных компаний и т.д.?
– Фонд не ограничивается лишь нефтегазовой отраслью, но также охватывает горнорудный сектор. К примеру, в горнорудном секторе всё еще не разработан Перечень приоритетных специальностей, куда горнодобывающие компании обязаны направлять неосвоенные средства в рамках обязательств по обучению. Речь идет о десятках миллиардов тенге ежегодно, а за 11 лет цифра могла бы достигнуть и 100 миллиардов тенге!
Ежегодно сотни миллионов долларов направляются в местные исполнительные органы на социально-экономическое развитие регионов. Но местное сообщество никак не включено в рациональное расходование данных средств, я уже не говорю об отчётности: насколько и на какие проекты были израсходованы данные средства. Мы знаем, сколько средств поступило в каждый регион, но теперь уже настало время раскрыть, на какие проекты были израсходованы деньги.
Мы хотим сообща работать с местными общественными деятелями и активистами по рациональному расходованию социальных обязательств недропользователей, чтобы акимы прислушивались к запросам местного сообщества, а не самостоятельно решали, какие строить памятники и менять бордюры в областном центре. Данные вопросы можно поднимать на площадках общественных советов, которые и представляют интересы регионов.
– Контракты по крупнейшим месторождениям Казахстана, заключенные в первые годы независимости страны, вызывают в наше время вопросы. Можно сослаться на то, что Казахстан в начале 1990-х был молодым государством на политической карте мира, инвесторы учитывали страновые риски, а мы, в свою очередь, не имели опыта международных переговоров и достаточного количества профессионалов для этого. Но в ближайшее десятилетие срок действия большинства этих контрактов подходит к концу, встаёт вопрос о их продлении или переподписании на новых условиях. Каким образом вести себя теперь Казахстану, как найти баланс между необходимостью привлечения иностранных инвестиций и защитой интересов страны, интересов казахстанцев?
– Начнем с того, что многие инвесторы изъявляют желание продлить действующие контракты дополнительно на несколько десятков лет. В частности, «Бузачи Оперейтинг Лтд», «СНПС-Актобемунайгаз», «Тоталь Дунга» уже продлили свои контракты. Но на каких условиях? Условно, минэнерго, при продлении контракта на 20 лет, обязывает их реализовать социальные проекты (к примеру, построить школы, детские сады и т.д.) и закупать товары у местных товаропроизводителей. Но это ведь мелочи, если на чашу весов поставить, сколько инвесторы заработают денег в течение 20 лет.
По самому крупнейшему месторождению «СНПС-Актобемунайгаз» контракт продлили всего на 3 года с целью дальнейшего обсуждения дополнительных обязательств. Мне известно, что «КазМунайГаз» претендовала на долю в данном месторождении, но звонок из Пекина остудил пыл нацкомпании. На мой взгляд, вполне реально инвесторам из Поднебесной включить в партнеры действующих владельцев недр – народ – на 25%, который не будет вмешиваться в операционную деятельность компании, а работать как партнер: вкладываться и получать дивиденды. Для этого нужно привлечь финансовый инструмент за посредничеством ЕНПФ.