Законодательство
Антикоррупционный комплаенс при осуществлении благотворительной деятельности
Екатерина Хамидуллина, старший юристС распространением культуры корпоративной социальной ответственности многие казахстанские компании стали уделять особое внимание благотворительности и ежегодно выделяют значительные средства для оказания благотворительной помощи.
Закон РК «О благотворительности»1 (далее – «Закон о благотворительности») был принят в 2015 году. За последние годы изменения в него вносились 6 раз. Последние изменения были внесены в соответствии с Законом от 4 июля 2022 года2, большинство положений которого вступили в действие 5 сентября 2022 года.
В рамках данной статьи будут освещены последние изменения в Закон о благотворительности, а также приведены рекомендации компаниям о том, на какие моменты необходимо обращать внимание при рассмотрении и одобрении запроса об оказании благотворительной помощи с целью соблюдения требований Закона о благотворительности, антикоррупционного законодательства РК, а также применимого иностранного законодательства.
Последние изменения в Закон о благотворительности
Законом от 4 июля 2022 года внесено большое количество изменений в 5 кодексов и 14 законов, среди которых Трудовой кодекс3, Кодекс о здоровье народа4 и системе здравоохранения, Закон о волонтерской деятельности5, Закон о государственном социальном заказе6 и другие. Мы остановимся только на наиболее существенных изменениях, которые были внесены в Закон о благотворительности:
Введены следующие новые понятия:
- "корпоративная благотворительность" – добровольная деятельность субъектов предпринимательства по оказанию благотворительной помощи;
- "сбор средств" – процесс привлечения добровольных пожертвований и (или) благотворительной помощи;
- "электронная благотворительность" – деятельность по привлечению добровольных пожертвований в виде денег, осуществляемых электронным способом. Согласно Досье к проекту Закона от 4 июля 2022 года, электронная благотворительность была введена в целях повышения прозрачности благотворительной деятельности и отчетности со стороны благотворительных организаций и бенефициариев об использовании пожертвований;
- "уполномоченный орган в сфере благотворительности" – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере благотворительности. Министерство информации и общественного развития РК является уполномоченным органом в сфере благотворительности;
К компетенции уполномоченного органа в сфере благотворительности отнесены реализация государственной политики в сфере благотворительности, взаимодействие с физическими, юридическими лицами и государственными органами в сфере благотворительности, присуждение почетного звания в сфере благотворительности, осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством РК;
Внесены небольшие уточнения в определения понятий "спонсорская деятельность" и "добровольные пожертвования";
Важным дополнением является введение обязанности субъектов предпринимательства разрабатывать внутренние документы по оказанию благотворительной помощи в случае принятия решения о развитии корпоративной благотворительности. Внутренние документы должны определять принципы, основные направления, порядок оказания благотворительной помощи пользователям, порядок формирования расходной части бюджета субъекта предпринимательства. Цели оказываемой благотворительной помощи определяются в соответствии с Законом о благотворительности;
Введена обязанность благотворительной организации публиковать в СМИ и (или) интернет-ресурсе благотворительной организации отчет о выполненной благотворительной программе не реже 1 (одного) раза в год. Отчет должен содержать краткую информацию о доходах и расходах, достигнутых целях в рамках выполнения благотворительной программы;
Дополнены требования к благотворительной программе, согласно которым благотворительная программа разрабатывается, утверждается и выполняется благотворителем и (или) благотворительной организацией. Благотворительная программа должна включать в себя цели, задачи, период реализации (сроки), смету предполагаемых доходов и расходов, порядок предоставления благотворительной помощи. Благотворителем и (или) благотворительной организацией может осуществляться одна или несколько благотворительных программ.
Алгоритм действий компании при оказании благотворительной помощи
Далее мы хотели бы рекомендовать алгоритм действий, которого компании могут придерживаться при оказании благотворительной помощи с целью соблюдения требований законодательства РК, применимого иностранного законодательства (в отдельных случаях), а также соблюдения положений внутренних актов компании.
Шаг 1 – утверждение внутренних актов компании, касающихся оказания благотворительной помощи
До оказания благотворительной помощи компании необходимо утвердить благотворительную программу и Положение по оказанию благотворительной помощи, в котором должны быть указаны цели, принципы, основные направления, порядок оказания благотворительной помощи, порядок формирования расходной части бюджета компании. Мы также рекомендуем в Положении чётко указать ответственных лиц компании, участвующих в порядке одобрения компанией оказания благотворительной помощи.
При разработке Положения по оказанию благотворительной помощи руководство компании может предусмотреть определенные ограничения. Например, что благотворительная помощь оказывается только в сфере образования, здравоохранения или для оказания поддержки развития определенного региона РК. Также компания, к примеру, может предусмотреть, что допускается оказание благотворительной помощи только определенного вида (филантропическая, спонсорская или меценатская деятельности).
Поскольку большинство запросов, связанных с применением антикоррупционного законодательства, Закона о благотворительности, мы получаем от казахстанских компаний с иностранным участием, у нас имеется большой опыт разработки различных внутренних положений (политик), согласно требованиям казахстанского законодательства, а также иностранного законодательства, которого придерживаются дочерние организации иностранных компаний, осуществляющие бизнес в Казахстане.
Как правило, данные компании стремятся указывать в документах с контрагентами, что, помимо требований казахстанского Закона о благотворительности, должны соблюдаться положения иностранных законодательных актов, таких как, Закон США о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности (далее – "FCPA"), Закон Великобритании 2010 года "О противодействии взяточничеству" и другие.
Шаг 2 – получение запроса и юридический анализ
Согласно Закону о благотворительности, под благотворительной помощью понимается "имущество, предоставляемое благотворителем на безвозмездной основе в целях содействия пользователю в улучшении финансового и (или) материального положения:
- в виде социальной поддержки физического лица;
- в виде спонсорской помощи;
- некоммерческой организации с целью поддержания ее уставной деятельности;
- организации, осуществляющей деятельность в социальной сфере, определяемой в соответствии с Налоговым кодексом.
Согласно нашей практике, в большинстве случаев благотворительная помощь предоставляется некоммерческим организациям для поддержания их уставной деятельности. Соответственно, при получении запроса на оказание данного вида благотворительной помощи необходимо ознакомиться с уставом и справкой о зарегистрированном юридическом лице.
В уставе должно быть указано, что юридическое лицо является некоммерческой организацией, например, благотворительной организацией, фондом, общественным объединением или другим видом некоммерческой организации, предусмотренным Законом РК о некоммерческих организациях. Для того, чтобы определить, соответствует ли планируемая цель расходования запрашиваемых средств, указанная в запросе о предоставлении благотворительной помощи, целям, видам деятельности некоммерческой организации необходимо также ознакомиться с текстом устава организации.
Казахстанским компаниям с иностранным участием, соблюдающим положения FCPA, необходимо обратить внимание, что одна из основных целей FCPA состоит в том, чтобы предотвратить оказание благотворительной помощи в качестве механизма для направления средств или других выгод иностранным должностным лицам7.
FCPA устанавливает для некоторых лиц ряд запретов и ограничений, несоблюдение которых такими лицами расценивается как совершение коррупционного правонарушения. Данными лицами являются эмитенты, «отечественные предприятия», физические и юридические лица, определенные по территориальному признаку.