Проекты
КТК готов к приёму «Большой нефти» Казахстана
Строительство инфраструктуры магистрального нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), стартовавшее в 1999 году, стало одним из крупнейших инвестиционных проектов энергетической сферы с участием Казахстана, России и мировых добывающих компаний. Нефтепровод «Тенгиз-Новороссийск» протяженностью 1 511 километров – важнейшая артерия, соединяющая нефтяные месторождения Западного Казахстана и морской терминал в порту Новороссийск, откуда нефть, загруженная на танкеры, уходит на мировые рынки. По этому нефтепроводу транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.
Немного истории
Объемы прокачки нефти по системе КТК неуклонно росли из года в год. Только 13 октября 2001 года состоялась загрузка первого танкера на Морском терминале КТК, а уже к середине 2004 года трубопровод полностью вышел на плановый показатель первого этапа пропускной мощности – 28,2 миллиона тонн. В декабре 2009 года акционеры консорциума утвердили План расширения мощности трубопровода до 67 миллионов тонн в год, включающий комплекс организационно-технических, финансовых и коммерческих вопросов.
В ходе реализации проекта расширения, в частности, была произведена замена трубы одного из казахстанских участков на больший диаметр (с 700 мм на 1 000 мм), построено 10 новых нефтеперекачивающих станций (НПС) – две на территории Казахстана и восемь в России, а также реконструированы две действующие НПС – «Атырау» и «Тенгиз». В октябре 2017 года КТК ввел в эксплуатацию все объекты Проекта расширения, увеличив мощность трубопровода до 67 миллионов тонн в год.
Однако скоро и ее станет недостаточно. Принимая во внимание, что в ближайшее время на месторождении Тенгиз завершается реализация масштабного Проекта будущего расширения/Проекта управления устьевым давлением, в 2019 году акционеры КТК приняли решение провести новое расширение мощностей. Проект получил официальное название «Программа устранения узких мест» (ПУУМ). Точнее, это целый ряд проектов, объединенных в единую программу, которые реализуются на территории Казахстана и России. Цель ПУУМ – подготовить трубопроводную систему КТК к увеличению объемов перекачки нефти путем модернизации текущих мощностей. Корреспондент Petroleum побывал на производственных объектах КТК, чтобы своими глазами увидеть, как реализуется ПУУМ.
От Тенгиза до Новороссийска
НПС «Тенгиз», начальная точка маршрута нефтепровода КТК, или, как её еще называют, «нулевой километр». Отсюда и до 130-го километра простирается зона ответственности нефтепроводчиков под руководством ветерана КТК, начальника НПС «Тенгиз» Ондасына Шакана.
НПС представляет собой комплекс объектов, в числе которых магистральные и подпорные насосы, узел учета нефти, фильтры-грязеуловители, система измерения количества и показателей качества нефти, операторная, очистные сооружения, резервуарный парк. Ежедневно в круглосуточном режиме станция принимает 85-87 тысяч тонн нефти с завода ТШО, расположенного в нескольких километрах. Весь технологический процесс полностью автоматизирован и управляется из диспетчерской, где начальник смены держит связь со всем персоналом, включая коллег на Морском терминале в Новороссийске.
В рамках Программы устранения узких мест на объекте была проведена реконструкция, в частности, были установлены две подземные дренажные емкости; коммерческий узел учета был дополнен двумя дополнительными линиями, что увеличило его мощность до 6 800 куб. м в час.
«На сегодняшний день мы принимаем 4 400 кубометров в час, – говорит начальник НПС Ондасын Шакан. – Это то, что мы сейчас принимаем от компании «Тенгизшевройл» (ТШО). В дальнейшем планируется увеличение производительности – когда ТШО закончит Проект будущего расширения, объем поставок нефти вырастет до 6 тысяч кубометров в час».
По словам заместителя менеджера по эксплуатации и техническому обслуживанию Восточного региона КТК Рафаэля Уалиева, резервуарный парк НПС «Тенгиз» состоит из четырех резервуаров, вместимостью по 20 тысяч кубометров каждый. В июне 2023 года должны быть введены в эксплуатацию еще два новых резервуара объемом 20 тыс. кубометров каждый.
«Резервуарный парк выполняет буферную функцию, повышая надежность и безопасность эксплуатации НПС, – поясняет Рафаэль Уалиев. – Проще говоря, не вся поступающая нефть сразу уходит в трубу. Наполнение резервуаров зависит, в частности, от режима работы, от производительности. Кстати, в Казахстане всего две НПС КТК имеют свой резервуарный парк – НПС «Тенгиз» и НПС «Атырау».
Полная готовность
На сегодняшний день проект ПУУМ считается завершенным, основные работы были закончены еще в декабре: подключены новые насосы, технологическое и вспомогательное оборудование, системы управления, связи. В связи со вводом новых объектов было выполнено техническое перевооружение систем обнаружения пожара и газа. При модернизации применялись новейшие технологии и оборудование, к примеру, на НПС «Тенгиз» впервые установлена и функционирует система частотного регулирования электродвигателей насосных агрегатов.
КТК уже готов к приему увеличенных объемов нефти – согласно проекту ПУУМ, пропускная способность нефтепроводной системы возрастает до порядка 72,5 миллиона тонн нефти в год из Казахстана и до 81,25 миллиона тонн по территории России. На этот год добывающие компании подали заявки на прокачку 66 миллионов тонн нефти, из которых 59,5 миллиона – казахстанская (в том числе 29 миллионов тонн с Тенгиза, 11 миллионов тонн с Карачаганака, и 15 миллионов – с Кашагана).
Надежный и кратчайший маршрут
В 2022 году КТК прокачал 58,7 миллиона тонн нефти, в том числе 52,2 миллиона тонн сырья из Казахстана. Основные объемы нефти были сданы в трубопроводную систему с крупных казахстанских месторождений: с Тенгиза – 29 миллионов тонн, Кашагана – 12 миллионов тонн и Карачаганака – 10 миллионов тонн. С Морского терминала КТК была осуществлена перевалка нефти на 527 танкеров.
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) был и остается одним из наиболее оптимальных и надежных маршрутов транспортировки казахстанской нефти, считает заместитель генерального директора по связям с правительством Казахстана КТК Кайргельды Кабылдин.
«Только самим акционерам и грузоотправителям КТК решать, какие способы им использовать для доставки сырья потребителям. Сам международный консорциум, созданный четверть века назад для укрепления мировой энергетической безопасности, всё это время успешно работает в стороне от политики и политику не комментирует», – сказал Кайргельды Кабылдин на пресс-конференции в Атырау, отвечая на вопрос о том, как в руководстве КТК относятся к тому, что казахстанские грузоотправители начали рассматривать альтернативные маршруты экспорта в обход Российской Федерации.
«Что касается альтернативы КТК, они, безусловно, присутствуют, но вы знаете, создать альтернативный маршрут транспортировки нефти – это непростая задача, – подчеркнул Кайргельды Кабылдин. – Мы, Казахстан, являемся внутриконтинентальным государством. Мы не имеем выхода к открытым морям, соответственно, должны пройти через территорию других стран. Это вызывает и транзитные риски. Соответственно, любой маршрут – это дорогостоящий проект, и он требует соответствующих гарантий. На сегодняшний день в Казахстане нет нефти, которая бы обосновывала строительство или проектирование нового трубопровода».
Также заместитель генерального директора КТК-К сообщил, что реализация ПУУМ не отразится на тарифной политике, и КТК не собирается пересматривать тариф на транспортировку. «Тариф утвержден всеми участниками консорциума, является оптимальным, и акционеры пересматривать его не планируют», – подчеркнул он.
Не намерен КТК и дальше расширять мощности нефтепровода «Тенгиз - Новороссийск»: «Продолжающаяся сейчас Программа устранения узких мест уже дала консорциуму существенный профицит мощностей, позволяющий удовлетворять все заявки грузоотправителей», – подчеркнул Кайргельды Кабылдин.
Атырау-Алматы