Политика
Осень патриарха. В Казахстане пройдут досрочные президентские выборы
Досым Сатпаев, кандидат политических наук, директор «Группы оценки рисков»
После принятия закона «О лидере нации» в прошлом году в политической элите Казахстана возник закономерный вопрос о целесообразности участия президента, уже в новом статусе, в очередных президентских выборах. Долгосрочный легитимный мандат «лидера нации» явно вступил в противоречие с необходимостью получать очередной формальный мандат доверия в ходе выборной кампании.
С другой стороны, при проведении президентских выборов глава государства также ничего не потерял бы, учитывая, что его победа практически гарантирована. В окружении президента столкнулись, по крайней мере, две группировки, лоббирующие каждая свой проект продления его полномочий. Первый проект опирался на механизм референдума, а второй — президентских выборов.
Тот факт, что глава государства в последний день января сделал ставку на второй вариант, не меняет кардинальным образом ничего, кроме сроков пребывания президента у власти. Более того, независимо от того, какой сценарий был бы реализован: референдум, выборы или даже уход лидера нации с поста президента, при любом раскладе Назарбаев сохранял бы в своих руках основные рычаги управления.
И само решение о досрочных президентских выборах — не более чем политтехнологический ход, при котором было сочтено нецелесообразным сбавлять тот самый темп, который набрали сторонники президента в рамках подготовки к референдуму. Речь идет как о мобилизации сторонников президента, так и о создании Коалиции демократических сил.

При этом глава государства убил сразу нескольких зайцев. Во-первых, использовал инициативу по продлению его полномочий в качестве пробного шара, который проверил, в том числе, реакцию международного сообщества на эту возможность. Во-вторых, поддержал репутацию основного гаранта Конституции. В-третьих, еще раз показал всем участникам политического пространства, от кого зависит стратегическая инициатива. В-четвертых, трансформировал инициативу о проведении референдума в подготовительную часть своей предвыборной кампании.
Хотя все эти политические игры, к сожалению, — лишь тактические инструменты, продлевающие пребывание президента у власти. При этом самый важный вопрос, который должен в первую очередь волновать экспертов и политиков, какой будет политическая система Казахстана после Нурсултана Назарбаева, так и остается без ответа.
Нет даже контуров механизма преемственности власти. А ведь речь идет о долгосрочной стабильности политической и экономической системы, в чем заинтересована не только существенная часть казахстанской политической элиты, но также крупные геополитические игроки наряду с иностранными инвесторами.
То есть вся эта политическая игра имеет смысл, если речь идет не об интересах ближайшего окружения главы государства, которое связывает свой статус-кво только с лидером нации, а об интересах самой политической системы. Проблема состоит в том, что внутри этой системы заложены три мины замедленного действия, которые грозят разрушить сложившуюся политическую конструкцию сразу же после ухода президента из большой политики.