Экспертиза
Через Каспий. Удастся ли Казахстану диверсифицировать экспортные потоки?
В конце марта 2023 года в Баку из Актау пришел танкер «Академик Хошбахт Юсифзаде», принадлежащий Азербайджанскому каспийскому морскому пароходству, груженый 6,9 тыс. тонн нефти с месторождения Кашаган. Грузоотправителем стал один из акционеров Северо-Каспийского консорциума – японская компания INPEX North Caspian Sea.
Целью отгрузки было тестирование нового Транскаспийского маршрута экспорта нефти из Казахстана – транспортной артерии, которая не проходит по территории России. Директор филиала компании INPEX в Казахстане господин Хироши Икеда заявил, что тестирование прошло успешно.
В июле 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал поручение правительству и нацкомпании «КазМунайГаз» активизировать развитие морских перевозок нефти и нефтепродуктов по Каспийскому морю и далее на мировые рынки по экспортным азербайджанским трубопроводам. В ноябре он уточнил, что поставки нефти через порты Актау и Курык необходимо довести в ближайшем будущем до 20 миллионов тонн в год, это более трети того объема, что прокачивается по основному транспортному маршруту – нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума. После начала боевых действий в Украине весной 2022 года трубопровод Тенгиз-Новороссийск стала преследовать череда аварий и чрезвычайных ситуаций, что повлекло ограничения в приеме нефти от казахстанских грузоотправителей.
Череда неприятностей с КТК
22 марта 2022 года КТК сообщил, что из-за урагана и сильного шторма в районе порта Новороссийск серьезно поврежден комплекс выносных причальных устройств (ВПУ). В результате из трех ВПУ в рабочем состоянии осталось только одно. Ремонт удалось завершить спустя месяц.
В июне консорциум КТК вновь объявил, что не сможет в полном объеме выполнять обязательства по прокачке. На сей раз причиной стали найденные в акватории порта неразорвавшиеся мины и снаряды времен второй мировой войны. Для проведения работ по разминированию порт закрывается, и отгрузка нефти будет осуществляться опять только через одно ВПУ, заявил консорциум.
И, наконец, в августе казахстанский экспорт по КТК вновь был ограничен. На этот раз работа двух из трех выносных причальных устройств была остановлена из-за обнаруженных трещин в узлах крепления. Ремонт затянулся до ноября, так как из-за западных санкций в отношении России возникла проблема с поставками запасных частей.
В таких условиях в начале июля 2022 года президент страны Касым-Жомарт Токаев, проводя совещание с правительством по развитию транспортно-транзитного потенциала страны, назвал диверсификацию нефтяного экспорта первоочередной задачей. При этом приоритетным он определил Транскаспийский маршрут. «Поручаю «КазМунайГазу» проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта», – заявил глава государства.