Экспертиза
От экспорта нефти к вывозу капитала. Зачем Азербайджан и Казахстан вкладывают нефтедоллары в зарубежные проекты
Баку и Астана продолжают вкладывать финансовые ресурсы, полученные от продажи за рубеж сырья, в профильные активы за рубежом: НПЗ, нефтехимические предприятия, АЗС. Цели такой деятельности – интегрироваться в глобальный топливный рынок, увеличить прибыль базовых государственных компаний, а также создать за рубежом доходные активы, которые смогут приносить доходы государственной казне и после того, как будут исчерпаны углеводородные ресурсы упомянутых стран.
Но на широкую зарубежную экспансию у Баку и Астаны не хватает финансовых ресурсов, да и на глобальном рынке новые конкуренты оказались не нужны и даже излишни. Поэтому данные инвестиционные процессы явно снижают обороты.
Сначала спринт, затем бег на месте
Баку начал экспорт капитала с соседней и энергетически зависимой от Азербайджана страны – с Грузии. В 2007 году Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) приобрела за $300 млн у грузинского бизнесмена черноморский нефтяной терминал в Кулеви мощностью перевалки 10 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год. ГНКАР планировала переваливать в Кулеви существенные объемы нефти и нефтепродуктов из Казахстана, Туркменистана и Азербайджана. Незадолго до заключения упомянутой сделки, в июне 2006 года, в Алматы президенты Ильхам Алиев и Нурсултан Назарбаев подписали «Соглашение по содействию и поддержке транспортировки нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанкой Республики на международные рынки посредством системы Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД)».
Предполагалось, что по Казахстанской Каспийской Транспортной Системе (ККСТ) будет перевозиться до 56 млн тонн нефти в год, и часть этих объемов – по причине загруженности БТД азербайджанским сырьем – пойдет на мировые рынки через терминал в Кулеви. Азербайджанская государственная железная дорога способна транспортировать цистернами в Грузию до 20 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год, обеспечивая тем самым 100-процентную загрузку терминала.
Вот только до «большой казахстанской нефти» (от 100 млн тонн в год) дело не дошло. Да и иностранные участники трех основных СРП Казахстана – Карачаганака, Тенгиза и Кашагана – выбрали в качестве экспортного маршрута Каспийский трубопроводный консорциум. Данный трубопровод проходит по территориям Казахстана и России до черноморского порта Новороссийск, его проектная мощность – 67 млн тонн в год.
В результате, несмотря на проведенную ГНКАР модернизацию терминала в Кулеви (в нее было вложено свыше $200 млн, построено 27 резервуаров и 6 причалов), его загрузка так и не вышла на полную мощность. За 15 лет эксплуатации данного объекта объем перевалки жидких углеводородов составил 30 млн тонн – в среднем, 2 млн тонн в год, что эквивалентно 20% мощности терминала. ГНКАР заявляет, что в 2024 году объемы перевалки вырастут вдвое – до 4 млн тонн, не называя, впрочем, источники такого прироста.
Вторым очевидным инвестиционным направлением ГНКАР в Грузии стал топливный рынок. Компания вложилась в расширение сети АЗС, доведя к началу 2023 года число заправок до 115. А суммарные инвестиции в экономику Грузии (терминал плюс автозаправки) достигли $1 млрд (см. табл. 1).
Но самые значительные средства ГНКАР вложила в экономику Турции. В 2008 году за $3,6 млрд был приобретен нефтехимический комплекс Petkim. В 2018 году был сдан в эксплуатацию НПЗ Star мощностью 11 млн тонн нефти, в который было вложено не менее $6,7 млрд. Данный завод обеспечивает 25% потребностей топливного рынка Турции. Кроме того, были также приобретены мощности в порту Измир, топливохранилище, трейдинговые структуры. В итоге суммарные инвестиции ГНКАР в Турцию превысили, по официальным заявлениям госкомпании, $18 млрд (см. табл. 1).
Существовали также планы по созданию в Турции сети АЗС, охватывающей всю страну, на которых бы реализовывались бензин и дизтопливо, произведенные на НПЗ Star. Однако в 2012 году ГНКАР не удалось купить у стратегического партнера Азербайджана – компании ВР – сеть из 599 турецких АЗС. А в 2020 году фиаско закончилась и попытка приобрести заправки у австрийской OMV.
У ГНКАР в 2008 году были также масштабные планы по внедрению на топливный рынок Украины. Там госкомпания собиралась к 2025 году создать сеть из 1 тыс. АЗС и утвердиться на рынке бункеровки (в портах Черного моря, на Днепре и на Днестре). Кроме того, планировалось арендовать мощности, как минимум, на одном украинском НПЗ, на которых можно было бы перерабатывать азербайджанскую нефть, а полученные из нее нефтепродукты продавать на тамошних автозаправках.
Но этим планам не суждено было сбыться: на украинские НПЗ нефть ГНКАР не пустили, сеть заправок госкомпании на Украине создана скромная (60 единиц). Имеются, правда, четыре топливохранилища и два судна-бункеровщика («Баку-1» плавал на Днепре близ Киева, а «Гянджа» бункеровала в Одессе). В итоге вместо ожидаемых инвестиционных вложений в топливный рынок Украины в размере нескольких миллиардов долларов ГНКАР ограничилась немногим более $300 млн.
Отметим также, что Азербайджан не получил в аренду и украинский чернозем, на котором планировалось выращивать пшеницу. Потому что пахотные земли Украины – это прерогатива «избранных», то есть компаний из США.
В других странах Европы инвестиционные успехи ГНКАР также скромны. У нее есть небольшие сети АЗС в Румынии (74, инвестиции – $78 млн), Австрии (82, свыше $100 млн) и Швейцарии (170 АЗС, $378 млн), но мощного обратного притока долларов в Азербайджан от вывезенных за рубеж нефтедолларов пока нет.