Проекты
Глобальный прогноз «ЭксонМобил» до 2050 года. Основные факты и выводы
Любой анализ глобального спроса на энергоресурсы и энергопродукты в 2050 г начинается с оценки предполагаемого количества населения планеты и их уровня жизни.
Согласно прогнозам, население мира вырастет на 2 миллиарда, что составит 25%. Понадобились тысячи лет, чтобы мир достиг первых 2 миллиардов человек, что произошло примерно в 1930 году, в то время как уже в следующие тридцать лет население мира вырастет еще на 2 миллиарда.
На 2 миллиарда больше людей на планете в 2050 г.
Но мы увидим не только рост населения, но и больше возможностей и лучший уровень жизни. Ожидается, что к 2050 году мировой ВВП на душу населения, измеряемый как покупательная способность на душу населения, вырастет примерно на 85%.
На 85% вырастет покупательная способность на душу населения к 2050 году
По прогнозам, рост покупательской способности в развитых странах составит порядка 50% или 70 000 долларов США. Большинство же людей живут в развивающихся странах (не входящих в ОЭСР), и, по прогнозам, покупательная способность в этих странах увеличится более чем в два раза и составит 25 000 долларов США. Но, несмотря на впечатляющий прогноз роста, люди в развивающихся странах по-прежнему будут иметь гораздо меньшую покупательную способность в 2050 году, чем население развитых стран сегодня.
Как мы составляем прогноз
Глобальный прогноз «ЭксонМобил» – это наша актуальная оценка динамики спроса и предложения до 2050 года. Такой прогноз лежит в основе планирования деятельности компании, и при этом наш анализ подкреплен глубоким пониманием долгосрочных фундаментальных основ рынка. В дополнение к оценке тенденций в сфере экономического развития, технологического прогресса и поведении потребителя, Прогноз направлен на определение возможных последствий климатической политики государств.
«ЭксонМобил» рассматривает ряд сценариев, в том числе отдаленные, чтобы помочь сформировать стратегическое мышление. Ни один из путей не может быть стопроцентно спрогнозирован, учитывая широкий диапазон имеющихся неопределенностей. Среди ключевых неизвестных можно выделить еще не разработанные государственные политики и технологические достижения, которые могут повлиять на стоимость, темпы и потенциальную доступность определенных путей. Еще один фактор неопределенности – это то, как быстро и в какой степени предприятия и потребители будут готовы платить за более глубокое сокращение выбросов углекислого газа в продуктах и услугах, которыми они пользуются, тем самым создавая рынок, который стимулирует ускоренный переход к углеродной нейтральности.
В отличие от прогноза нашей компании, который является перспективной оценкой, многие сценарии, такие как «Чистые нулевые выбросы до 2050 г» Международного энергетического агентства (IEA NZE), работают в обратном направлении - от гипотетического результата, чтобы определить факторы, необходимые для достижения этого результата. Важно отметить, что МЭА признает, что общество все еще не на пути к нулевому уровню выбросов, и что сценарий «Чистые нулевые выбросы» предполагает беспрецедентный рост энергоэффективности, инновации и передачу технологий, инвестиции в снижение выбросов и глобально скоординированную политику сокращения выбросов парниковых газов со стороны правительств.
ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
Энергопотребление и повышение уровня жизни идут рука об руку. По отдельности они не существуют.
Когда ВВП на душу населения в Китае составлял порядка 2000 долларов, потребление энергии в стране было низким – около 36 миллионов британских тепловых единиц (БТЕ) на человека в год, что привело к глубокой энергетической бедности.
К 2021 году, когда ВВП на душу населения превысил 11 000 долларов США, потребление энергии в Китае выросло до 101 млн БТЕ на человека, что значительно выше среднемирового показателя.
В отличие от Китая, потребление энергии на душу населения в Африке оставалось на низком уровне в 27 млн БТЕ в течение последних двух десятилетий, а ВВП на душу населения вырос всего на 500 долларов за это время. Районы, которые все еще не выбрались из энергетической бедности, борются за повышение уровня жизни своего населения.
Заглядывая вперед в 2050 год, мы хотим понять, сколько дополнительно энергии должен производить мир, чтобы удовлетворить потребности еще 2 миллиардов человек и выросшей в два раза мировой экономики?
По нашим прогнозам, примерно на 15% больше, и почти вся эта энергия пойдет на достижение более высокого уровня жизни в развивающихся странах с большим количеством населения.
Резкое увеличение численности населения и ВВП на душу населения в странах, не входящих в ОЭСР, будет сопряжено со значительным ростом энергопотребления. Как уже отмечалось, сокращение энергетической бедности приводит к соответствующему снижению абсолютной бедности.
Сравните это с развитым миром, где рост населения будет незначительным, а более высокая энергоэффективность, по прогнозам, приведет к снижению потребления энергии во всех секторах экономики.
на 15% больше энергии потребуется к 2050 году, чтобы поддержать рост населения и повышение уровня жизни
НЕОБХОДИМЫ ВСЕ ВИДЫ ЭНЕРГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ И СОКРАЩЕНИЯ ВЫБРОСОВ
В нашем «Глобальном прогнозе» предполагается, что самым большим изменением в мировом энергетическом балансе в период до 2050 года станет значительное увеличение солнечной и ветровой энергетики, а также существенное сокращение использования угля.
Ожидается, что доля солнечной и ветряной энергии увеличится более чем в пять раз, с 2% до 11% в мировых поставках. Уголь будет все больше вытесняться сырьем для производства электроэнергии с более низким уровнем выбросов – не только возобновляемыми источниками энергии, но и природным газом, углеродоемкость которого почти в два раза меньше угля. В целом к 2050 году потребление электроэнергии вырастет на 80%.
По прогнозам, на долю нефти и природного газа по-прежнему будет приходиться более половины мировых поставок энергоресурсов. Нефть и природный газ по-прежнему незаменимы в удовлетворении мирового спроса. Это энергоемкие, транспортабельные, доступные и недорогие ресурсы, являющиеся незаменимым сырьем для множества изделий, которые мы используем сегодня. Учитывая, что нефть и природный газ останутся важнейшим компонентом глобальной энергетической системы до 2050 года, необходимы устойчивые инвестиции для компенсации истощающихся ресурсов, поскольку объем добычи естественным образом снижается на 5-7% в год.
Ожидается, что использование нефти значительно сократится в секторе личного автотранспорта, однако нефть по-прежнему будет все так же широко использоваться в промышленности и большегрузным транспортом - судоходство, дальнемагистральные грузоперевозки и авиация, которые лежат в основе экономического роста. Если каждый новый легковой автомобиль, который будет продан в 2035 году, будет электромобилем, спрос на нефть в 2050 году по-прежнему будет составлять 85 миллионов баррелей в день, как и в 2010 году.
По оценкам, к 2050 году использование природного газа увеличится более чем на 20%, учитывая его практичность в качестве надежного источника топлива с низким уровнем выбросов для производства электроэнергии, водорода и отопления как для промышленности, так и для нужд жилищно-коммунального хозяйства.
УРОВЕНЬ ВЫБРОСОВ СНИЖАЕТСЯ, НО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОТМЕТКИ В 2°C НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ЕЩЕ БОЛЬШЕ
Даже в более высокоэнергоемком будущем рост возобновляемых источников энергии, сокращение использования угля и повышение энергоэффективности приведут к тому, что мир будет производить гораздо меньше выбросов углерода, чем сегодня.
В целом, выбросы CO2, производимые энергетикой, по прогнозам, достигнут пика в более чем 34 миллиарда метрических тонн в этом десятилетии, а затем снизятся до 25 миллиардов метрических тонн в 2050 году. Способность мира сократить эти выбросы на 25% даже на фоне более чем 100-процентного роста мировой экономики будет свидетельствовать о значительном прогрессе, который, как ожидается, все же будет достигнут.
Тем не менее, для достижения уровней сокращения выбросов, необходимых для удержания роста глобальной температуры на уровне ниже 2°C, необходимо сделать еще больше. Согласно среднему значению сценариев МГЭИК «Ниже 2°C», к 2050 году выбросы должны сократиться примерно до 11 миллиардов метрических тонн.
Поскольку спрос на энергию увеличится в 2050 году для поддержки экономического роста развивающихся стран мира, совершенно необходимо иметь обширные поставки энергоемких видов топлива. Ископаемое топливо остается наиболее эффективным сырьем для производства большого количества энергии, необходимой для создания и поддержки производственного и промышленного секторов, а также сектора коммерческих перевозок, которые являются движущей силой современной экономики. По этой причине важнейшей целью любого энергетического перехода будет разумная декарбонизация этих секторов экономики, на которые приходится половина всех выбросов, связанных с энергетикой.
Три масштабируемые технологии предлагают впечатляющие перспективы для трудно поддающихся декарбонизации секторов в сценариях МГЭИК «меньше 2°C»:
- Улавливание и хранение углерода - проверенная и безопасная технология, снижающая выбросы при производстве и выработке электроэнергии. Выбросы CO2 улавливаются, транспортируются по трубопроводу в подходящие геологические пласты, где они остаются на постоянное хранение глубоко под землей. Улавливание углерода также может служить технологией отрицательных выбросов, которая удаляет CO2 из атмосферы. Это важнейшее решение, предусматриваемое во многих сценариях МГЭИК «меньше 2°C», которое было одобрено Европейским союзом, администрацией США и Организацией Объединенных Наций.
- Водород — это топливо, которое при сгорании производит только воду в качестве побочного продукта. Одним из способов производства низкоуглеродного водорода является преобразование природного газа в водород и CO2 – водород используется в качестве топлива, а CO2 улавливается и хранится. Другие источники водорода с низким уровнем выбросов включают использование электроэнергии от атомной энергетики или возобновляемых источников энергии для расщепления молекул воды на водород и кислород.
- Биотопливо может стать заменителем ископаемого топлива с низким уровнем выбросов на протяжении всего жизненного цикла. Биотопливо, имеющее большую применимость в коммерческих перевозках, возвращает в атмосферу CO₂, который был поглощен в процессе выращивания, что делает его низкоуглеродной альтернативой.
ТРИ ФАКТОРА УСКОРЯТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД
Энергетический переход уже идет, но его реализация еще не достигла тех масштабов и темпов, которые необходимы для достижения обществом амбициозной цели добиться нулевого уровня выбросов. Однако можно выделить три ключевых фактора, каждый из которых предполагает широкое сотрудничество между правительствами, компаниями, университетами и другими сторонами.
Во-первых, дальнейшие меры государственной поддержки. Стимулы, подобные тем, которые предусмотрены в Законе США о снижении инфляции, могут стать необходимым катализатором для начала расширения масштабов применения низкоуглеродных решений. Для ускорения внедрения этих решений необходима реформа системы выдачи разрешений, что признано в Законе Европейского Союза о промышленности с нулевым уровнем выбросов. Другие приоритетные меры включают повышение прозрачности, с тем чтобы у участников рынка было достаточно времени для адаптации к изменениям, и признание важности обеспечения соответствия спроса и предложения, чтобы помочь свести к минимуму экономические трудности для потребителей.
Во-вторых, развитие технологий. По данным Международного энергетического агентства, в настоящее время «на правильном пути» находятся только две из 55 технологий, необходимых для достижения нулевого уровня выбросов к 2050 году. Комплексный подход к технологиям, при котором правительства избегают выбора победителей и проигравших, приведет к своевременной разработке наиболее экономически эффективных решений.
, в-третьих, решения, составленные с учетом рынка. Правительства по всему миру не могут позволить себе платить бесконечно, чтобы сократить количество выбросов, которые необходимо устранить или избежать их появления. В конечном счете, для достижения глобальных целей по сокращению выбросов миру необходимо перейти к широкому внедрению рынков, где именно общество в целом стимулирует снижение выбросов.
Мир уже добился значительного прогресса. Даже с учетом непрерывного экономического развития интенсивность выбросов в мировом энергоснабжении снизилась с момента подписания Парижского соглашения в 2016 году. На политическом фронте стимулы для развития ветряной и солнечной энергии стали катализатором быстрого внедрения и снижение затрат. С технологической точки зрения, прорывы в сланцевой добыче позволили природному газу потеснить и вытеснить уголь. Кроме того, были созданы новые рынки для солнечной энергии в жилищно-коммунальной сфере. Учитывая необходимость делать больше и делать это быстрее при меньших затратах, прогресс должен происходить параллельно, опираясь на политику, не зависящую от технологий и стимулирующую все подходы в равной степени. Потребуются различные подходы, основанные на государственно-частном партнерстве и межотраслевом сотрудничестве.