Atyrau Oil & Gas
Будущее КМГ: с акцентом на геологоразведку, нефтегазохимию и устойчивое развитие
Ключевым регионом работы национальной компании «КазМунайГаз» являются Атырауская и Мангистауская области – здесь она ведет добычу, переработку нефти, отсюда, из порта Актау, осуществляет морские перевозки. Председатель правления КМГ Магзум Мирзагалиев в интервью пресс-службе подводит итоги работы компании за 22 года с момента её создания и рассказывает о будущем развитии бизнеса: от геологоразведки до нефтегазохимии и диверсификации маршрутов транспортировки нефти.
– При основании компании «КазМунайГаз» в 2002 году была поставлена задача превратить её в национального оператора нефтегазового рынка. Требовалось выстроить вертикально-интегрированную систему из активов, которые КМГ получил от государства. Вы руководите компанией с апреля 2022 года, а также работали в ней в предыдущие годы. Поделитесь своими наблюдениями и расскажите, как создавалась текущая структура КМГ.
– «КазМунайГаз» был создан в результате слияния национальной нефтегазовой компании «Казахойл» и национальной компании «Транспорт нефти и газа». Это были активы, не всегда связанные между собой, и необходимо было их объединить в вертикально-интегрированную систему.
На тот момент в наследство от «Казахойла» из добывающих активов к КМГ перешли ОАО «Узеньмунайгаз» и ОАО «Эмбамунайгаз». После этого КМГ приобрел доли в других нефтегазодобывающих проектах, таких как «Мангистаумунайгаз», «Казахойл Актобе», «Каражанбасмунай» и другие. Также мы являемся акционерами в мегапроектах Тенгиз, Карачаганак и Кашаган.
Кроме этого, «КазМунайГаз» совместно с партнерами («Казахстанско-китайский трубопровод», «Мунайтас» и «Каспийский трубопроводный консорциум» – прим.) вовлечен в транспортировку 100% казахстанской нефти. Она осуществляется через систему нефтепроводов АО «КазТрансОйл» и танкерами нашей морской судоходной компании «Казмортрансфлот». Сегодня в активе КМГ семь нефтеналивных танкеров: «Астана», «Алматы» и «Актау» (дедвейтом 12 тыс. тонн), танкеры типа Aframax – «Алатау» и «Алтай» (дедвейтом 115 тыс. тонн), и, кроме этого, в 2023 году мы совместно с компанией Abu Dhabi Ports Group приобрели еще два – Taraz и Liwa (дедвейтом 8 тыс. тонн).
За 22 года мы нарастили активы и в переработке нефти. Если сегодня КМГ владеет в Казахстане тремя нефтеперерабатывающими заводами, то на момент создания компании в её составе был только один – Атырауский НПЗ. Позднее КМГ приобрел Павлодарский завод и долю в Шымкентском НПЗ, а также построил с китайским партнером завод Caspi Bitum в Актау. Также за эти годы были приобретены нефтеперерабатывающие активы в Румынии.
Оглядываясь назад, можно уверенно заявить, что сегодня «КазМунайГаз» объединяет в своей структуре весь спектр нефтегазовой деятельности: от разведки и добычи до транспортировки и переработки нефти.
– Сегодня, в 2024 году, «КазМунайГаз» продолжает развитие бизнеса…
– Прошлый год ознаменовался для нас положительными и радостными событиями. Начну, пожалуй, с транспортировки. Так, в январе 2023-го мы создали совместное предприятие с партнерами из Объединенных Арабских Эмиратов, компанией Abu Dhabi Ports Group (ADP) и приобрели два танкера – уже упомянутые Taraz и Liwa. Они задействованы в транспортировке казахстанской нефти в Каспийском море.
Кроме этого, с середины прошлого года мы впервые начали транспортировку тенгизской нефти в открытых морях. Исторически этим занималась только компания Chevron Tankers Ltd. Сегодня совместный пул танкеров КМГ/ADP (четыре танкера Aframax, два из которых принадлежат КМТФ, еще два – ADP) уже транспортирует нефть Тенгизского месторождения с морского порта Новороссийск и далее по всему миру.
У нас есть интерес и желание развивать флот Aframax-ов. Мы хотим его увеличить: сегодня четыре танкера, в наших планах – расшириться до двенадцати. Это сложный и небыстрый процесс. Их нужно заказывать, искать на рынке. Этим мы сейчас и занимаемся. В течение нескольких лет мы ожидаем, что нарастим свой флот до 12 танкеров Aframax, что позволит нам транспортировать не менее половины тенгизской нефти.
– Во второй половине 2022 года Казахстан начал активно диверсифицировать маршруты экспорта нефти. «КазМунайГаз» стал одним из главных игроков в этом процессе и довольно быстро приступил к решению задачи.
– Глава государства поставил задачу по развитию, так называемого, Срединного коридора (Middle Corridor), или Транскаспийского международного транспортного маршрута, который включает транспортировку через Каспийское море. В рамках этого маршрута в прошлом году мы начали транспортировку нефти в направлении Баку и далее по нефтепроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан». В наших планах увеличить объемы транспортировки по данному маршруту. Это ни в коем случае не говорит о том, что мы ищем альтернативу нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума. КТК остается надежным, стабильным и главное – самым быстрым маршрутом по доставке нашей нефти на экспортные рынки.
В прошлом году мы также начали транспортировку нефти в направлении Германии. По итогам 2023 года мы транспортировали в эту страну почти 1 млн тонн нефти, и ожидаем, что в этом году мы превысим этот объем.
Если продолжить тему, связанную с торговлей нефтью, то мне кажется, важным событием в жизни не только компании, но и всей нефтегазовой отрасли Казахстана, является запуск бренда казахстанской нефти KEBCO – Kazakh Export Blend Crude Oil. Исторически Казахстан торговал нефтью двух марок: CPC – смесь нефти в нефтепроводе КТК, и Urals – сорт различных нефтей, смешанных в трубопроводе «Атырау-Самара». В случае с Urals, казахстанская нефть смешивается с российской при транспортировке до морских портов РФ. Поэтому она продавалась под брендом Urals.
Начиная с 2022 года, скидка на Urals стала достаточно ощутимой. В связи с этим, мы приняли решение продвигать на рынках свой собственный казахстанский бренд нефти, который назвали KEBCO. Когда в конце 2022 года мы впервые вышли с этим сортом нефти, он продавался со скидкой к Brent порядка минус $15-18. В 2024 году KEBCO продается уже с премией плюс $2-2,5 к Brent. Это положительно отразилось на экономике не только нашей компании, но и других частных казахстанских компаний, и в целом, на узнаваемости Казахстана.
– Продолжая разговор о развитии бизнеса компании… КМГ активно занимается созданием нефтегазохимического кластера в Казахстане. Можно ли говорить, что нефтегазохимия станет в какой-то момент значительным источником дохода для КМГ? По маржинальности нефтегазохимия будет ещё выше, чем нефтепродукты?
– Мне кажется, нефтегазохимия должна стать дополнительным источником дохода не только для КМГ. Развитие нефтегазохимии или, как мы её называем, базовой химии, должно подстегнуть развитие малого и среднего бизнеса. Это очень важно!
Так, в конце 2022 года с участием главы государства в Атырауской области был запущен завод по производству полипропилена. В октябре прошлого года предприятие вышло на плановые показатели по объемам производства. Для нас крайне важно, чтобы как можно больше нашего полипропилена оставалось в Казахстане для создания десятка малых и средних производств.
Речь идет, в основном, о представителях МСБ: производители мешков, пакетов, труб, автомобильных запчастей, домашней утвари и прочего. В связи с этим, мы регулярно встречаемся с покупателями полипропилена – малым и средним бизнесом. Ранее мы организовали форум и пригласили представителей МСБ посетить наш завод, чтобы воочию увидеть производство полипропилена.
На сегодняшний день у нас более 40 покупателей полипропилена в Казахстане, которым мы уже начали поставлять продукцию. Понятно, что предприятиям необходимо «привыкнуть» к нашему продукту. Однако уже по итогам прошлого года импорт полипропилена в Казахстан снизился на 42%. Мы считаем, что мы полностью закроем его уже в течение этого года, и импортный полипропилен в страну завозиться больше не будет или сократится до минимальных объемов. При этом, наш полипропилен также идет на экспорт в разные страны: Китай, Турцию, Европу, Россию.
Следующим этапом развития нефтегазохимического комплекса является строительство завода по производству полиэтилена. Изначально проект прорабатывался КМГ совместно с компанией «СИБУР». Отрадно отметить, что осенью прошлого года мы подписали соглашение о вхождении еще одного партнера – китайской Sinopec – в наш проект. Сейчас ведутся необходимые корпоративные согласования со стороны китайского партнера. Мы ожидаем, что сделка будет оформлена в ближайшее время. После этого доли в проекте распределятся следующим образом: 40% – КМГ, 30% – СИБУР и 30% – Sinopec.
Полиэтилен – знаковый проект. В наших планах производить 1,25 млн тонн ежегодно. Аналогов такому комплексу немного. Он будет состоять из двух установок полимеризации (лицензиары – американские компании): одна – по технологии Chevron Phillips для производства высокомаржинального высокотехнологичного полиэтилена, вторая – от Univation для выпуска более массового продукта. Каждая установка будет производить 625 тыс. тонн полиэтилена в год. Что касается инжиниринга, то там задействованы такие компании, как германская Linde, испанская Tecnicas Reunidas и итальянская Tecnimont и многие другие.
Мы не ограничиваемся вышеперечисленными проектами и находимся в поиске новых направлений.
Так, например, сегодня Атырауский НПЗ производит продукт параксилол, который полностью экспортируется в дальнее зарубежье. Из нашего параксилола там производят терефталевую кислоту (ТФК), а из нее полиэтилентерефталат (ПЭТФ) – сырье для производства пластиковых бутылок, спортивных тканей, синтепона и др. Соответственно, мы задались вопросом, почему бы не перерабатывать параксилол у нас в стране вместо того, чтобы вывозить его на экспорт. Поэтому мы приступили к разработке технико-экономического обоснования, по итогам которого примем решение, надеюсь, по строительству такого завода в Казахстане.
– Мы с вами поговорили про стратегические вещи, я бы хотела вернуться к основе компании – это добыча нефти и разведка. Компания с момента создания постепенно наращивала ресурсную базу, в основном, через приобретение добывающих активов и участие в мегапроектах (Тенгиз, Карачаганак, Кашаган). Это обеспечило компанию достаточными запасами нефти, но геологоразведку при этом активно не проводили. Однако сейчас одной из стратегических задач компании является геологоразведка…
– Я, как бывший министр экологии, геологии и природных ресурсов, знаю, что наши недра изучены всего на 24%. В Казахстане 15 осадочных бассейнов, самый крупный из которых Прикаспийский осадочный бассейн. Наши геологи полагают, что в Казахстане еще могут быть большие открытия.
Геологоразведка – крайне важная задача, успешная реализация которой позволит компании стабильно развиваться долгие годы. «КазМунайГаз», в первую очередь, является нефтегазовой компанией, и для нас крайне важно наращивать запасы и открывать новые месторождения. К сожалению, вынуждены констатировать, что за последние годы, по разным причинам, значимых открытий не было. Мы наращивали запасы, в основном, за счёт доразведки действующих месторождений.
В 2022 году мы определили пять участков для геологического изучения недр: Мугоджары в Актюбинской области, Березовский в Западно-Казахстанской области, несколько участков в Мангистауской области. На эти цели в 2023-24 годы компания выделила бюджет. В 2024 году завершаем сейсмические работы и интерпретацию геологической информации по этим участкам. Отрадно отметить наличие определенного интереса со стороны потенциальных партнеров. Сейчас наша задача – осуществить ранние работы, пригласить частных инвесторов и совместно начать геологоразведочные работы на данных участках. Верим в большой потенциал наших недр!
Кроме этого, КМГ планирует в этом году бурение трех геологоразведочных скважин. Одну скважину мы планируем пробурить в Кызылординской области на участке Тургай Палеозой, уже ведется мобилизация оборудования. Мы планируем приступить к этой работе уже в середине этого года. Не буду ничего загадывать, но естественно, мы питаем определённые надежды. Также в 2024 году мы планируем глубокое подсолевое бурение на структуре Каратон Подсолевой, расположенной в Атырауской и Мангистауской областях. Дополнительно, на этот год запланировано бурение скважины совместно с компанией Eni на участке Абай в Каспийском море.
Также хочу остановиться на новых добывающих проектах КМГ. В прошлом году мы создали совместное предприятие с компанией «ЛУКОЙЛ» по проекту «Каламкас-море, Хазар, Ауэзов» в Каспийском море. Уже началась активная работа, сформировали операционную компанию с размещением в городе Актау. В планах выйти на первую добычу нефти в 2028-29 годах. Для нас это крупный и знаковый проект, который позволит не только добывать нефть, но и создать новые рабочие места в Мангистауской области, что крайне важно.
– Планируемое бурение КМГ на суше в ближайшие годы планируется на больших глубинах?
– Да, например, площадь Каратон Подсолевой. Для этой скважины мы закладываем глубину до 5500 метров. По участку Тургай Паолеозой мы также планируем идти на большие глубины – 5500 метров.