Atyrau Oil & Gas
«КазМунайГаз» расширяет флот. В планах – морской нефтесервис и строительство судов
В начале 2023 года нацкомпания «КазМунайГаз» и портовый и логистический оператор Объединенных Арабских Эмиратов, компания Abu Dhabi Ports Group, подписали Соглашение о стратегическом партнёрстве.
О том, как развивается сотрудничество двух национальных операторов, о перевозках нефти в Каспийском и открытых морях, планах по судостроительству в Казахстане и участии в транспортном коридоре из Китая в Европу, рассказал директор департамента транспортировки и логистики КМГ Ерболат Мендыбаев.
– Прошлый год для блока транспортировки «КазМунайГаза» прошел успешно, реализованы важные проекты в короткие сроки. Один из них - сотрудничество с Abu Dhabi Ports Group. Расскажите об основных направлениях сотрудничества.
– В течение 2022-2023 годов блок транспортировки КМГ провел большую работу по кооперации с компанией Abu Dhabi Ports Group. В результате в январе 2023 года КМГ и ADP подписали Соглашение о стратегическом партнерстве в сфере морских и прибережных грузовых перевозок, развития и инвестиций в танкерный и торговый флот в Каспийском регионе. Для реализации соглашения уже в феврале 2023-го на площадке Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) мы создали совместное предприятие Caspian Integrated Maritime Solutions Ltd (CIMS).
Наше сотрудничество включает четыре перспективных направления. Первое – развитие танкерного и торгового флота для работы в Каспийском море и открытых морях (включая приобретение/строительство нефтеналивного торгового флота, паромов, контейнерных и сухогрузных судов). Во-вторых, развитие флота для поддержки и оказания сервисных услуг для офшорных проектов в Каспийском море, таких как Кашаган, Каламкас-море - Хазар и других. Третье – развитие береговой инфраструктуры, включая строительство судов и объектов портовой инфраструктуры. И четвертое направление – развитие программы подготовки морских специалистов в Республике Казахстан.
По каждому из направлений сотрудничества нам совместно с партнерами предстоит принять окончательные инвестиционные решения. В настоящее время КМГ и ADP рассматривают ряд проектов. Это строительство танкеров дедвейтом 12 тысяч тонн, строительство паромов, приобретение судов снабжения и ЛАРН (ликвидация аварийного розлива нефти – прим.) для морских проектов КМГ в казахстанском секторе Каспийского моря. Также рассматривается приобретение сухогрузных судов и судна продуктовоза для организации в Чёрном море транспортировки нефтепродуктов, производимых на нефтеперерабатывающем заводе «КазМунайГаза» в Румынии (KMG International – прим.).
– Как это отразится на развитии альтернативных маршрутов транспортировки нефти?
– Для исполнения поручения правительства Республики Казахстан по развитию альтернативных маршрутов транспортировки нефти в 2022 году КМГ и азербайджанская компания SOCAR подписали Соглашение о транзите казахстанский нефти по маршруту Актау - Баку - Джейхан с ежегодным объемом 1,5 млн тонн в год. В марте 2023 года мы начали транспортировку. На данный момент перевозка производится существующими танкерами, которые есть у дочерней компании КМГ, «Казмортрансфлота» (КМТФ) через порт Актау в Баку и далее по территории Азербайджана через трубопроводную систему Баку - Тбилиси - порт Джейхан.
Для увеличения флота для этого маршрута в июне 2023 года СП CIMS приобрело два новых танкера дедвейтом 8 тысяч, которые введены в эксплуатацию в декабре. В настоящее время два танкера, которые получили имена Taraz и Liwa, оперируют на маршруте Актау-Махачкала. После установки оборудования СИГ (система инертных газов – прим.) они будут уже работать на маршруте Актау-Баку. Таким образом, развитие альтернативных маршрутов тянет за собой и развитие нашего флота.
Наряду с увеличением флота в Каспийском регионе, мы создали совместный пул танкеров КМТФ/ADP в открытых морях, а именно в Чёрном и Средиземном морях. Он состоит из четырех танкеров Aframax (два из которых принадлежат КМТФ, еще два – ADP). Сейчас КМГ ведет переговоры с Chevron и «Тенгизшевройл» по заключению долгосрочного договора на транспортировку нефти в открытых морях (из портов Новороссийск и Джейхан). При достижении таких договоренностей будет проработан вопрос расширения пула ещё одним или двумя танкерами Aframax.
– Существующий совместный пул танкеров КМТФ/ADP сейчас чью нефть транспортирует?
– Пока там только наша нефть, в том числе некоторые объемы на долю КМГ в Тенгизе, а также ресурсы наших дочерних предприятий «Озенмунайгаза» и «Эмбамунайгаза». Танкеры принимают эту нефть в порту Новороссийска, которая доставляется туда по трубопроводным системам Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и Атырау-Самара. Как я сказал, нефть наливается в танкеры в порту Новороссийска и далее направляется на наш нефтеперерабатывающий завод в Румынии.