Экспертиза
Лица казахстанского GR
Сегодня мы знакомим Вас сGR-экспертами, работающими в нефтегазовых и энергетических компаниях в Республике Казахстан. Они служат своеобразным коммуникационным мостом между компаниями и правительством и общественностью. Айжан ХАМИТОВА, руководитель экспертного сообщества «GRHUB», которое объединяет профессионалов в сфере взаимодействия с органами государственной власти и другими ключевыми стейкхолдерами компаний, попросила GR-щиков рассказать о своей работе. Вопросы были одни и те же, тем интереснее прочитать ответы. – Как давно вы начали заниматься вопросами GR? – Есть ли сложности в работе GR-эксперта? Хотелось бы что-то улучшить в сфере взаимодействия с ключевыми стейкхолдерами? – Почему вам нравится работать в этой сфере, и что GR-щику нужно учитывать в своей работе? Итак…
АСЕЛЯ СЫЗДЫКОВА, АО «НК «КазМунайГаз»
Я начала свою трудовую деятельность в качестве ведущего специалиста отдела внешних связей и протокола нацкомпании «КазМунайГаз» в 2003 году.
Направление GR пришло в последние годы, ранее этот сектор работы называли: взаимодействие с органами государственного управления, в том числе компаниями, партнёрами, неправительственными организациями, общественными объединениями.
Основным функционалом моей работы является организация и проведение деловых переговоров, ведение протокола, обеспечение межведомственной переписки с госорганами, администрацией президента страны, канцелярией премьер-министра, а также на лаживание связей и контактов с международными партнёрами нашей компании.
В работе GR-щика наиболее важное звено–это качественное и своевременное выполнение задач. А это, в свою очередь, требует профессиональной подготовки, особых коммуникационных навыков, хороших знаний нормативно-правовых аспектов, умения принимать оперативные решения с учетом специфики деятельности твоей компании.
Сложность может быть вызвана бюрократическими процессами – процессами согласования, например. Вот в таких случаях иногда очень важно проявить упорство в достижении цели. И никак не обойтись без умения выстраивать долгосрочные и комфортные взаимоотношения с представителями ключевых стейкхолдеров.
Моя работа нравится мне постоянными вызовами, необходимостью постоянной «прокачки» себя. Умение поддерживать дружеские и деловые личные контакты (а стейкхолдеров в моей работе очень много) помогает мне получить необходимый результат в краткие сроки. Поэтому важно развивать и поддерживать личные коммуникации. А мне очень нравится всё, что касается сферы коммуникаций.
Сейчас каналы коммуникаций становятся всё более разнообразными и быстрыми, и это требует всё большей открытости компаний. Но при этом определённая доля бюрократии присутствует, особенно в крупных, зарегулированных структурах, и не нужно даже объяснять, что это часто создает барьеры для оперативного решения вопросов. Кстати, об этом очень часто говорит и наш президент страны. Но работа GR-щика как раз и заключается в умении видеть эти риски и работать в такой среде, с учетом закона, правил и интересов всех стейкхолдеров.
В заключение отмечу, что коммуникативные навыки помогают не только в рабочем процессе, но и в жизни, в путешествиях, когда ты можешь спокойно общаться, заводить друзей, развиваться сам как личность. Поэтому данное направление считаю перспективным, его необходимо развивать, оно в будущем станет более значимым и позволит развиваться не только работнику, но и компании в целом.
АЙГУЛЬ БАРМЕНКУЛОВА, руководитель службы корпоративных связей «Шелл Казахстан»
В компании «Шелл» я работаю уже почти 15 лет, и за это время я занималась различными вопросами, включая налогообложение, фина нсовое планирование и менеджмент, сопровождение коммерческих проектов. С 2021 года я возглавила службу корпоративных связей «Шелл Казахстан». И хотя предполагается, что вопросами связей с правительством я напрямую стала заниматься только вступив на эту должность, на самом деле с такими вопросами я сталкивалась чуть ли не c первого дня в «Шелл».
Здесь несколько факторов, которые способствуют этому. Во-первых, наша компания – один из крупнейших инвесторов в РК, наряду с другими международными нефтяными корпорациями. Соответственно, и уровень ответственности компании, и интерессо стороны государства к нашей деятельности всегда повышенный.
Во-вторых, наши проекты в Республике, такие как Кашаган и Карачаганак, в свое время СРП Жемчужины, по-своему уникальные, технологически сложные, со многими сопутствующими вызовами и рисками. Эффективное и безопасное управление такими проектами требует согласованных действий со стороны всех участников проектов и правительства. Поэтому наше взаимодействие с государственными органами очень тесное практически по всем вопросам.
Самое сложное для меня – это быть в курсе всего, что происходит в политической, экономической и социальной сфере в стране и за ее пределами, и одновременно следить за динамикой всех вопросов нашего бизнеса.
Ежедневно приходится обрабатывать большой поток информации, чтобы определить ключевые явления, отслеживать тренды и сформировать мнение о том, как это всё может отразиться на деятельности нашей компании. Нужно уметь разглядеть слабые сигналы и попытаться предвидеть влияние на наш бизнес.
Что касается взаимодействия с ключевыми стейкхолдерами, то основным фактором успеха является умение выстроить отношения, основанные на взаимном доверии, уважении и открытости. Также необходимо хорошо знать и глубоко понимать их интересы, ценности, а также каковы их основные KPIs. Мы всегда привержены принципам стратегического партнерства, которые означают, что мы «играем в долгую», мы нацелены на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество на принципах уважения, ответственности, честности и открытости.
Я –человек, нацеленный на результат, и поэтому мне больше всего нравится в моей работе, что я могу внести свой посильный вклад в решение и продвижение важных вопросов, касающихся деятельности компании. Мы часто оказываемся на самой передовой, когда необходимо напрямую взаимодействовать со стейкхолдерами и быть «лицом компании».
Также я очень ценю креативную составляющую нашей работы. Можно сказать, наш департамент является креативным центром нашей компании, как в части развития новых направлений бизнеса, так и в сфере организации внешних и внутренних мероприятий. Я очень горжусь нашими социальными проектами, направленными на поддержку молодежи и других слоев населения нашей страны. Каждый из этих проектов несет большую креативную составляющую, в который мы вкладываем частичку своей души.
Самое большое вознаграждение, которое мы получаем от своей работы – это когда мы видим, что смогли внести свой позитивный вклад в развитие школьников, студентов или молодых предпринимателей нашей страны, которые смогли поучаствовать в наших социальных проектах.