Нефтегазохимия и нефтепереработка
Модернизация 2.0
ОБ АВТОРЕ
Аскар Исмаилов является профессиональным нефтяником, трудовую деятельность начал в 2002 году на Карачаганакском месторождении. Принимал участие в реализации проекта ЗВП/ЗСГ Тенгизского месторождения и проекта Кашаган. Международный опыт включает работу напроекте Этап 2 Шах-Дениз и Южный газовый коридор, включающий в себя Южно-кавказский трубопровод (АзербайджанГрузия-Турция), трубопровод TANAP (Турция) и TAP (ГрецияАлбания-Италия). Имеет опыт работы в компаниях Eni, ConocoPhillips, «Лукойл», а также в ФНБ «Самрук-Казына».
В апреле текущего года Министерство энергетики Республики Казахстан заявило о планах по модернизации трёх крупных НПЗ и одного не очень крупного битумного завода.
Что планирует минэнерго: увеличение объемов нефтепереработки в целом по стране с 18 млн до 27 млн тонн в год, в т.ч. за счет проектов увеличения мощностей заводов и, следовательно, глубины переработки нефти:
- Шымкентского НПЗ – с 6 до 12 млн тонн/год;
- Павлодарского НХЗ – с 5,5 до 8 млн тонн/год в 2 этапа;
- Caspi Bitum – с 1 до 1,5 млн тонн/год;
- Атырауского НПЗ – на 0,7-1 млн тонн/год мощностей вторичной переработки нефти.
Невыполненные обещания
Несколько лет назад нацкомпания «Казмунайгаз» (КМГ) и минэнергетики заявляли, что модернизация трёх казахстанских НПЗ решит проблему нехватки топлива в Казахстане, и больше дефицита ГСМ на отечественном рынке не будет. Была приглашена дорогостоящая консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG). Приводили доводы, что автомобильный рынок республики вырастет не настолько, чтобы понадобились большие объемы топлива, поэтому было принято решение отказаться от строительства 4-го НПЗ. В модернизацию действующих НПЗ вложили порядка 6,3 млрд долларов США.
По факту, что мы имеем сегодня? Дефицит остается насущной проблемой. Потребность в ГСМ растет, несмотря на громкие заявления КМГ, минэнерго и BCG, поэтому новость о дополнительной модернизации прозвучала как танцы на граблях.
По мнению министерства, на основе рекомендаций другого иностранного консультанта, IHS Markit, текущий топливный дефицит перекроется еще одной модернизацией, и вновь отказались от строительства 4-го НПЗ.
Производство и потребление нефтепродуктов в Казахстане, 2014-2023 годы, млн тонн
Уже не первый год говорю, что строить нужно именно новый НПЗ, при этом учесть при проектировании и нефтехимические установки. Модернизация НПЗ – это деньги на ветер! Китайцы (CNPC, партнеры КМГ в ПКОП) это понимают, поэтому активности по модернизации Шымкентского НПЗ не проявляют. Все новости про «дорожные карты» и прочее получаем только с казахстанской стороны. А почему молчит CNPC?
Ответ прост. Китайская компартия приказала снижать объемы переработки нефти в стране, из-за чего местные НПЗ работают на 70-80% от проектных мощностей. Так зачем им инвестировать в нефтепереработку в других странах?! Тем более не решены задачи по сырью для ПКОП. В Кызылординской области (а это главный поставщик сырья) добыча нефти упала в три раза. А мощность предлагают увеличить до 12 млн тонн в год. Парадокс! Я уверен, что модернизации на ПКОП не будет. Прагматичная позиция китайской стороны даст о себе знать. А значит, об увеличении мощности ПКОП можно забыть.
По Атыраускому НПЗ. Заводу, как говорят в народе, «сто лет в обед». Горожане жалуются на экологию. Аварийные остановки стали частью операционной деятельности. В сентябре 2019 года даже был выброс катализатора на установке каталитического крекинга. Можно сказать, сердце НПЗ.
А каково состояние системы защиты на установках? В случае крупной аварии на устаревших мощностях Казахстан разом потеряет 30% переработки. И опять дефицит, только уже на более пагубном для экономики Казахстана уровне. Минимальные изменения по АНПЗ как раз-таки говорят о критическом состоянии как производственных мощностей, так и состоянии инфраструктуры, которая напрямую влияет на экологию города.
Кадры решают всё
Министерство энергетики отмечает, что действующие НПЗ имеют квалифицированные и опытные кадры с опытом модернизации и пусконаладки новых объектов. Видимо, в ведомстве не в курсе о проблемах на казахстанских НПЗ. Не первый год руководители НПЗ говорят о кадровом дефиците на производствах. Как официально признался один из руководителей НПЗ: «Мы не можем конкурировать в этом вопросе с нефтяными предприятиями. У нас идет большой отток опытных сотрудников на другие предприятия, потому что им предлагают зарплату в 1,5-2 раза выше, чем у нас».
Запущенная в КМГ программа «Стажёр» не решает текущих проблем, так как большей частью в проекте участвуют выпускники колледжей и вузов в период 2019-2023 гг., то есть не имеющие опыта работы на нефтеперерабатывающих заводах. Думаю, не стоит объяснять минэнерго, что пусконаладочные работы требуют высококвалифицированных специалистов.